Папета Елена Алексеевна
Использование интерактивных игр и презентаций для формирования у старших дошкольников математических представлений
▼ Скачать
Аннотация. Статья посвящена своевременному использованию информационно-коммуникативных технологий в виде интерактивных игр и презентаций для повышения у старших дошкольников интереса и желания к познанию нового и интересного, умению делать выводы, подвергать анализу, сопоставлять и классифицировать, ведь именно это необходимо для формирования элементарных математических представлений. Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Использование интерактивных игр и презентаций для формирования у старших дошкольников математических представлений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, презентация, самостоятельность, развитие, интерес, умения, игра, старший дошкольник.
В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу педагога, сказано:
«Стандарт направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; развитие интеллектуальных качеств, инициативности и самостоятельности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности». (ФГОС ДО п. 1.6.)
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (количестве, числе….). (ФГОС ДО п. 2.6.)
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество». (Концепция социального экономического развития 2020)
В наше прогрессивное время компьютерные технологии являются неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество. Мы формируем у детей желание действовать с различными дидактическими играми и игрушками (электронными, компьютерными, стараясь организовывать эту ИКТ игру безопасно для здоровья ребёнка и с пользой.
Информационные технологии являются незаменимым материалом для обеспечения наглядного материала по ФЭМП для детей в занимательной форме - форме игры. Игра - это ведущий вид детской деятельности на всем протяжении дошкольного детства.
Старшие дошкольники скоро пойдут в школу, и очень важно подготовить ребенка к обучению в ней. У ребёнка должно быть, главным образом, сформирован интерес к обучению, интерес к новым знаниям. Как это сделать? С помощью игры возможно это реализовать, систематизируя и упорядочивая процесс по формированию элементарных математических представлений. Наиболее прогрессивной формой работы с дошкольниками в нашем дошкольном образовательном учреждении является использование ИКТ.
Информационное поле для занятий с дошкольниками в сети интернет очень насыщенное, но, несмотря на это, нет нужного по информативности материала. Поэтому мною было принято решение самой разрабатывать необходимый материал по ФЭМП для старших дошкольников. Свою работу начала с разработки презентаций по разным математическим направлениям, которые реализуют задачи образовательной программы: «Количество и счет». «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», были следующие презентации : «Три медведя» «Новоселье Домовенка Кузи», «Три медведя», «В лесу», «Когда это бывает», «Поможем Красной Шапочке вернуться домой». Программа PowerPoint является одной из самых популярных, она довольно проста в использовании. Мультимедийные презентации развивают аналитическое и системное мышление, реализуют триединство задач в ООД.
Необходимо отметить, что наибольшее количество презентаций составлено мною по развитию представлений о числе и счёте у детей старшего дошкольного возраста.
Была поставлена цель:
Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста представлений о числе, счёте при использовании ИКТ.
Цель реализовывалась через ряд задач:
• развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности детей;
• обогащать активный словарь детей количественными и порядковыми числительными;
• развивать умение согласовывать существительные и числительные в роде, числе, падеже;
• создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие математических способностей
• обеспечить повышение педагогической грамотности родителей, воспитанников по вопросу формирования математических представлений дошкольников.
Изучив всю необходимую информацию о составлении интерактивных игр по ФЭМП, были составлены игры «Найди и назови цифры (от 1до 10)», «Найди и назови соседей числа», «Убери лишнюю цифру», «Добавь недостающую цифру», «Посчитай и найди к числу цифру», «Я назову число, ты найди цифру». Мною было отмечено, что обучение порядковому счету в обратном порядке, как правило, вызывает у детей затруднения, также дети затрудняются разложить числа на два меньших, «найти соседей числа», а ведь в школе это - первооснова для решения примеров и задач. Могу с уверенностью сказать, что интерактивные игры очень помогли в решении поставленных задач. Нельзя не отметить роль родителей воспитанников, вместе с ними мы решали поставленные задачи по ФЭМП. Родители - первые учителя и воспитатели своих детей, только в партнерстве с ними, возможно достичь цели. Был проведен ряд мероприятий для родителей:
Родительское собрание «Развиваем математические представления у детей старшего дошкольного возраста»,
Тематические консультации очно и в мессенджере «Вайбер» : «В гостях у математики»», «Интерактивные математические игры», «Математика по дороге в детский сад», «Мы считаем всё вокруг»
Презентация интерактивных игр «Игротека игр ИКТ по ФЭМП»,
Выставка дидактических игр и пособий
Презентации на электронной фоторамке «Дети и математика»,
Рекомендации (консультации, интерактивные презентации, игры и упражнения на развитие математических представлений)
Подводя итоги работы в данном направлении, можно сделать вывод: применение в образовательном процессе интерактивных презентаций математического содержания позволяет формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о числе и счете, создавая условия для развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей дошкольников. Актуальными являются слова Л. Л. Тимофеевой: «Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Список литературы
1. Балдова, А. С. Пути и средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Балдова, Т. Г. Ханова // Детский сад от А до Я. 2019. № 6 (102). С. 12-18. 305
2. Баракина, Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников / Т. В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. 2011. № 3. С. 28.
3. Бичева, И. Б., Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / И. Б. Бичева, А. А. Мамсина // Мир педагогики и психологии: международный научнопрактический журнал. 2019. № 10 (39). С. 29-35.
4. Бузмакова, С. В. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / С. В. Бузмакова, Г. А. Криволапова //
5. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. Методическое пособие. – М. : Айрис-прес, 2005.
6. Бузмакова, С. В., Криволапова, Г. А. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / С. В. Бузмакова и др. // https://festival.1september.ru/articles/649942/.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -М. : Центр педагогического образования, 2014.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р (https://static.government.ru).