Разорвина Анжела Юрьевна
Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 223 - Центр развития ребенка
Использование интеллект – карт
в работе с дошкольниками
по математике.
Составитель:
Разорвина А. Ю. ,
воспитатель,
высшая квалификационная
категория.
г. Ульяновск
Темочки:
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в развитии дошкольников стал метод интеллект – карт.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Интеллектуальная карта – это графический способ представления информации.
Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
образом:
1 направление:
Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте.
Задачи:
• Создать карту в ходе обсуждения.
•Расширять словарный запас.
•Развивать процессы мышления.
2 направление:
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
•Формировать умение последовательно и самостоятельно излагать свои мысли.
3 направление:
Цель – закрепление и обобщение материала.
Задачи:
•Создать карту как итог работы с детьми по теме.
•Развивать у детей умение выделять главную мысль.
•Активизировать словарь, совершенствовать связную речь детей.
Интеллект - карта решает следующие задачи:
- во - первых позволяет: получить знания, обобщить их и педагогу проверить.
- во - вторых учит: выделять главное, обобщать, систематизировать.
- в - третьих способствует: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
- в - четвертых развивает: речь, память, мышление, воображение.
Полезные свойства интеллект-карт :
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект – карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева, чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Программы, используемые для построения интеллект – карт :
Paint.
MS Office Word.
В заключении можно сделать вывод:
В результате применения интеллектуальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, оперативно с ней работать, но и планировать свои действия.