Получи документы

Использование инновационных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС до. Метод дидактического синквейна

Марина Гусева
Использование инновационных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС до. Метод дидактического синквейна
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевых способностей у детей — это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Публикация «Использование инновационных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС ДО, Метод дидактического синквейна» размещена в разделах

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики — создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет ничего сложного. Основная задача синквейна -— научиться мыслить максимально ёмко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Слово «синквейн» (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное — это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие :

1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

1. Предмет (тема) — одно слово-существительное.

2. Два прилагательных по теме.

3. Три глагола по теме.

4. Предложение по теме.

5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в совершенствовании навыков связной речи старших дошкольников.

Поэтому для решения задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста мной совместно с учителем-логопедом был разработан и апробирован на практике проект по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению дидактического синквейна.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать? Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное — начать и все обязательно получится. Дети, которые не умели читать, устно составляли синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учились выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создавать свои устные нерифмованные стихотворения.

Например: у каждого ребёнка в руках — карточка с изображение сказочного героя. На доске — алгоритм составления синквейна.

Педагог :

— По схеме составьте синквейн о вашем сказочном герое. Первое слово в синквейне — это ваш герой; вторая строфа в синквейне — это слова-признаки, какой, какая или какие ваши герои; третья строфа — это слова-действия, что делает герой; четвёртая строфа — это предложение про героя из четырёх слов; пятая строфа — это ваше отношение к герою, настроение или ассоциация.

— Кто будет готов, поднимите сигнальную карточку.

— Юля, кто изображён на твоей картинке? (Айболит) Это буде первое слово в твоём синквейне.

— А теперь придумай, какой он. Подбери два слова. (Добрый, ласковый)

— Что он делает? Подбери три слова. (Лечит, жалеет, любит)

— Составь предложение со словом «Айболит» из четырёх слов. Ты можешь использовать слова, которые подобрала раньше. (Айболит любит всех зверей).

— А теперь выскажи своё настроение или отношение к Айболиту одним словом. (Доброта)

— Что у тебя получилось? Какой синквейн? Проговори его.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна – мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на ту или иное событие, предмет. Работа по составлению синквейнов — источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет. Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет. Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит. Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Далее, когда ребенок поймет правила игры, можно переходить на более сложную информацию, которая требует не только знаний, но и умение делать выводы, искать взаимосвязи, описывать явления природы, составлять синквейны о профессиях и качествах людей. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а также с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Дети в игровой форме с удовольствием учатся составлять дидактические синквейны. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Этот метод не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию речевых способностей у детей. Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от воспитателя тщательно продуманной, планомерной работы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Это означает, что автор синквейна должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Данный метод носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры организованной образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем - индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

- к одному слову-предмету по лексической теме;

- к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой;

- составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна;

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» организованной образовательной деятельности.

— Ребята, где мы с вами побывали? (В сказке)

— Чем занимались? (Составляли синквейны, отгадывали загадки.)

— Ребята, про какого сказочного героя вам больше всего понравился синквейн? Кто его помнит? Проговорите.

— Давайте с вами составим общий синквейн со словом «сказки».

— Сказки какие? Подберите два слова. (Добрые, волшебные.)

— Что сказки делают? Подберите три слова. (Учат, рассказывают, радуют.)

— Составьте предложение со словом «Сказки» из четырёх слов. Используйте слова, которые подобрали. (Волшебные сказки учат нас доброте.)

— А теперь выскажите своё отношение к сказкам одним словом. (Радость.)

— Что у нас получилось? Какой синквейн?

— Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. И ещё я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.

Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам, явлениям природы, животным, птицам, праздникам.

Например:

Для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слоги.

5. Речь.

Во время организованной образовательной деятельности по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, прыгает.

4. Заяц меняет шубу зимой.

5. Дикое животное.

Если дети владеют письмом, например, подготовительная группа, то дети могут и записывать стихотворения. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И, незаметно для самих детей, игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться с детства. Этому искусству и обучает синквейн, являясь формой свободного творчества, требующий умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы, кратко и эмоционально их формулировать.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.

3. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.

4. Душка Н. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

5. Терентьева Н. «Синквейн по «Котловану»?», Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП в условиях внедрения ФГОС ДО Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП ДО в условиях внедрения ФГОС ДО «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём.

Использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Видео Горб Елена Евгеньевна, учитель-логопед ГБОУ Школа №1359 с углублённым изучением английского языка В период нового этапа реформирования.

Использование инновационных технологий в ДОУ. Использование инновационных технологий в ДОУ. В настоящее время коллективы детских садов внедряют в свою деятельность инновационные технологии.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками в условиях ДОУ по телесно-ориентированной терапии по ФГОС.Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками в условиях ДОУ по телесно-ориентированной терапии по ФГОС. Использование и применение инновационных технологий в работе с дошкольниками в условиях ДОУ по телесно-ориентированной терапии по ФГОС.

Итоговый практико-ориентированный проект «НОД с использованием инновационных педагогических технологий» Тема: «Волшебный мир С. Я. Маршака» «Спокойно. Мудро. С чувством собственного достоинства. Его творчество стало частью души нескольких.

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения). Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС до. Метод дидактического синквейна
Опубликовано: 25 января 2017 в 00:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС до. Метод дидактического синквейна» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гусева (УИ 33960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД