Получи документы

Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников ДОО для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста

Марина Газизова
Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников ДОО для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

За многолетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Но древняя пословица («При общем согласии можно и глину в золото превратить») как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания возрастает.

Публикация «Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников ДОО для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов:

• в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»;

• в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Кроме Закона «Об образовании» и ФГОС ДО, работу с родителями регламентирует Устав дошкольного учреждения, Положение о родительском комитете, основная образовательная программа дошкольного учреждения.

В соответствии с этими документами можно сказать, что первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. В отрыве от семьи развитие этих навыков невозможно.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Поэтому мы в своем дошкольном учреждении так построили работу с родителями, создав единое образовательное пространство, что педагоги и родители являются равноправными и заинтересованными партнерами.

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем.

Задача педагога – поиск новых форм взаимодействии с ними.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

1) Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

2) Объединение усилий для развития и воспитания детей;

3) Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4) Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов:

– сотрудничество,

- открытость,

- стимулирование и поддержка семьи,

- обратная связь,

- индивидуальный подход к каждой семье.

Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ

проводится в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Изучая с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности, мы обсуждаем, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные; рассматриваем формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, продумываем информационные и практические формы для просвещения родителей, применяем более современные технологии, без которых уже не может существовать современный детский сад.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей

родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка свою работу начинаем с анкетирования родителей. Получив данные анкет, мы анализируем социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Затем, на основе запросов родителей, анализа анкет, составляется план работы на год, подбираются интересные формы взаимодействия с семьей.

В своей работе мы используем как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества с родителями:

традиционные формы

- анкетирование;

- беседы с родителями;

- размещение информации в родительских уголках;

- родительские собрания.

инновационные формы

- семинары-практикумы, тренинги;

- семейные гостиные;

- совместные проекты, экскурсии, походы, посиделки;

- мастер-классы, смотры-конкурсы;

- фотовыставки, выставки-коллекции;

- сайт ДОУ, интернет-форумы;

- открытые занятия и мероприятия;

- дни творчества детей и их родителей;

- «День добрых дел».

Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как

слушателя. Общение с педагогом носит формальный характер.

Использование инновационных форм делает родителей активными

участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. А воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Всё это является необходимым условием для позитивной социализации ребенка в обществе.

Целенаправленная деятельность по социализации воспитанников осуществляется прежде всего на основе сотрудничества детей со всеми взрослыми и другими детьми. Для ее осуществления требуется системное проведение совместных (педагогов и родителей; педагогов, родителей и детей) мероприятий, основанных на принципах сотрудничества, индивидуального подхода к семьям.

Еще несколько лет назад привлечь родителей к работе дошкольного учреждения было довольно сложно, но сегодня обстановка кардинально изменилась. ПОЧЕМУ?

- Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.

- Педагоги стали более профессиональными, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.

- Изменились формы общения воспитателей с родителями.

Представляем вам некоторые эффективные формы взаимодействия родителей и педагогов, которые мы используем в своей работе для позитивной социализации ребенка :

На начальных этапах работы с родителями главным является формирование доброжелательных, открытых отношений между педагогами и родителями и между самими родителями. Поэтому мы используем игровые методы, просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов и их обсуждение. Так, например, педагог бросает мяч родителям, поймавший его должен ответить на вопросы, например: «Что вас радует в ребенке, «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» и т. п. Это помогает максимально раскрепостить родителей, вызвать их на общение, на обратную связь.

Далее стараемся активизировать родителей, начав родительское собрание или консультацию с вопросов: «Как вы считаете, нужно ли идти на уступки детям?», «Используете ли вы наказания и т. д.

Применяем методы педагогической рефлексии, т. е. анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач. Это помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, вызвать родителей на диалог.

В ходе проведения различных мероприятий с родителями мы используем такие формы работы как, выполнение заданий по подгруппам, рисование ситуаций, проигрывание сценок. Строим разговор на равных, стараясь подвести родителей к пониманию того, что мы все – союзники, у нас общие задачи, и мы все вместе с ними справимся.

Наибольшее значение в решении задач социализации детей отводится проведению совместных мероприятий. На таких мероприятиях решаются не только задачи социализации, но и личностного развития детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Много радости, удовольствия и позитивных моментов содержат в себе такие мероприятия, как: проведение развлечений с участие родителей в роли персонажей, участие родителей в праздниках, заседания родительского клуба «Мы вместе», участие в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья», участие в совместных мастер-классах «Умные пальчики» и др.

Понятие «сотрудничество» предполагает совместный труд. Традиционно мы организуем субботники: в начале учебного года для оформления развивающей предметно-пространственной среды групп; зимой для постройки горок и снежных фигур; летом для оформления участка, цветника и пополнения песочницы. В ходе таких мероприятий осуществляется воспитание у детей ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Социальное развитие предполагает приобщение к традициям семьи, общества, государства. Поэтому мы совместно с родителями организуем экскурсии в краеведческий музей, выставочный зал-галерею «Вернисаж». Реализуем проекты и акции «Белово город мой родной – одной мы связаны судьбой», «День Победы», «Рисунок солдату» и др. Проводим праздники и развлечения по данной тематике. В результате таких мероприятий дети узнают много нового, приобщаются к традициям своего народа и истории, проявляют заботу по отношению к старшему поколению.

Формируя в детях активную социальную позицию, мы стараемся принимать активное участие во многих городских мероприятиях. Одни из самых любимых – «ГТО – навстречу здоровью», «Правила дорожные детям знать положено».

В ходе совместных мероприятий дети начинают общаться не только со своими родителями, но и начинают вступать в контакт с разными людьми.

Кроме вышеназванных форм работы, эффективно используется организация различных фотовыставок и выставок-коллекций, совместных творческих конкурсов, дней коллективного творчества, дней добрых дел, родительской почты и др.

Опыт семей по различным вопросам и заметки о жизни воспитанников в группе представляем в родительских уголках.

Большой популярностью среди занятых родителей, у которых не хватает времени на личное общение с педагогическим составом ДОО и другими родителями пользуются Интернет-форумы. Там родители могут задать интересующие их вопросы, обсудить проблемы, касающиеся обучения и воспитания своего ребенка, высказать личное мнение или рассказать о своих предложениях. Можно делиться фотографиями и видеозаписями с утренников и праздников.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении дошкольного учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход», другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания. «Открытость наружу» - означает, что детский сад готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в городских и региональных конкурсах.

Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Использование различных, как традиционных так и современных инновационных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на образовательный процесс, что для нас с вами уважаемые коллеги является самой важной задачей! Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в образовательном процессе ДОУ важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Литература:

1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.

2. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2010.

3. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей : метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.

4. ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N 1155.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников ДОО для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 23 июня 2021 в 08:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников ДОО для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Газизова (УИ 919282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД