Марина Газизова
Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников ДОО для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
За многолетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Но древняя пословица («При общем согласии можно и глину в золото превратить») как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания возрастает.
Публикация «Использование инновационных форм работы с семьями воспитанников ДОО для позитивной социализации ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов:
• в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»;
• в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Кроме Закона «Об образовании» и ФГОС ДО, работу с родителями регламентирует Устав дошкольного учреждения, Положение о родительском комитете, основная образовательная программа дошкольного учреждения.
В соответствии с этими документами можно сказать, что первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. В отрыве от семьи развитие этих навыков невозможно.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Поэтому мы в своем дошкольном учреждении так построили работу с родителями, создав единое образовательное пространство, что педагоги и родители являются равноправными и заинтересованными партнерами.
Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем.
Задача педагога – поиск новых форм взаимодействии с ними.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
1) Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
2) Объединение усилий для развития и воспитания детей;
3) Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4) Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов:
– сотрудничество,
- открытость,
- стимулирование и поддержка семьи,
- обратная связь,
- индивидуальный подход к каждой семье.
Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ
проводится в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Изучая с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности, мы обсуждаем, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные; рассматриваем формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, продумываем информационные и практические формы для просвещения родителей, применяем более современные технологии, без которых уже не может существовать современный детский сад.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей
родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка свою работу начинаем с анкетирования родителей. Получив данные анкет, мы анализируем социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Затем, на основе запросов родителей, анализа анкет, составляется план работы на год, подбираются интересные формы взаимодействия с семьей.
В своей работе мы используем как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества с родителями:
традиционные формы
- анкетирование;
- беседы с родителями;
- размещение информации в родительских уголках;
- родительские собрания.
инновационные формы
- семинары-практикумы, тренинги;
- семейные гостиные;
- совместные проекты, экскурсии, походы, посиделки;
- мастер-классы, смотры-конкурсы;
- фотовыставки, выставки-коллекции;
- сайт ДОУ, интернет-форумы;
- открытые занятия и мероприятия;
- дни творчества детей и их родителей;
- «День добрых дел».
Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как
слушателя. Общение с педагогом носит формальный характер.
Использование инновационных форм делает родителей активными
участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. А воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Всё это является необходимым условием для позитивной социализации ребенка в обществе.
Целенаправленная деятельность по социализации воспитанников осуществляется прежде всего на основе сотрудничества детей со всеми взрослыми и другими детьми. Для ее осуществления требуется системное проведение совместных (педагогов и родителей; педагогов, родителей и детей) мероприятий, основанных на принципах сотрудничества, индивидуального подхода к семьям.
Еще несколько лет назад привлечь родителей к работе дошкольного учреждения было довольно сложно, но сегодня обстановка кардинально изменилась. ПОЧЕМУ?
- Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.
- Педагоги стали более профессиональными, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.
- Изменились формы общения воспитателей с родителями.
Представляем вам некоторые эффективные формы взаимодействия родителей и педагогов, которые мы используем в своей работе для позитивной социализации ребенка :
На начальных этапах работы с родителями главным является формирование доброжелательных, открытых отношений между педагогами и родителями и между самими родителями. Поэтому мы используем игровые методы, просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов и их обсуждение. Так, например, педагог бросает мяч родителям, поймавший его должен ответить на вопросы, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» и т. п. Это помогает максимально раскрепостить родителей, вызвать их на общение, на обратную связь.
Далее стараемся активизировать родителей, начав родительское собрание или консультацию с вопросов: «Как вы считаете, нужно ли идти на уступки детям?», «Используете ли вы наказания?» и т. д.
Применяем методы педагогической рефлексии, т. е. анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач. Это помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, вызвать родителей на диалог.
В ходе проведения различных мероприятий с родителями мы используем такие формы работы как, выполнение заданий по подгруппам, рисование ситуаций, проигрывание сценок. Строим разговор на равных, стараясь подвести родителей к пониманию того, что мы все – союзники, у нас общие задачи, и мы все вместе с ними справимся.
Наибольшее значение в решении задач социализации детей отводится проведению совместных мероприятий. На таких мероприятиях решаются не только задачи социализации, но и личностного развития детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Много радости, удовольствия и позитивных моментов содержат в себе такие мероприятия, как: проведение развлечений с участие родителей в роли персонажей, участие родителей в праздниках, заседания родительского клуба «Мы вместе», участие в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья», участие в совместных мастер-классах «Умные пальчики» и др.
Понятие «сотрудничество» предполагает совместный труд. Традиционно мы организуем субботники: в начале учебного года для оформления развивающей предметно-пространственной среды групп; зимой для постройки горок и снежных фигур; летом для оформления участка, цветника и пополнения песочницы. В ходе таких мероприятий осуществляется воспитание у детей ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Социальное развитие предполагает приобщение к традициям семьи, общества, государства. Поэтому мы совместно с родителями организуем экскурсии в краеведческий музей, выставочный зал-галерею «Вернисаж». Реализуем проекты и акции «Белово город мой родной – одной мы связаны судьбой», «День Победы», «Рисунок солдату» и др. Проводим праздники и развлечения по данной тематике. В результате таких мероприятий дети узнают много нового, приобщаются к традициям своего народа и истории, проявляют заботу по отношению к старшему поколению.
Формируя в детях активную социальную позицию, мы стараемся принимать активное участие во многих городских мероприятиях. Одни из самых любимых – «ГТО – навстречу здоровью», «Правила дорожные детям знать положено».
В ходе совместных мероприятий дети начинают общаться не только со своими родителями, но и начинают вступать в контакт с разными людьми.
Кроме вышеназванных форм работы, эффективно используется организация различных фотовыставок и выставок-коллекций, совместных творческих конкурсов, дней коллективного творчества, дней добрых дел, родительской почты и др.
Опыт семей по различным вопросам и заметки о жизни воспитанников в группе представляем в родительских уголках.
Большой популярностью среди занятых родителей, у которых не хватает времени на личное общение с педагогическим составом ДОО и другими родителями пользуются Интернет-форумы. Там родители могут задать интересующие их вопросы, обсудить проблемы, касающиеся обучения и воспитания своего ребенка, высказать личное мнение или рассказать о своих предложениях. Можно делиться фотографиями и видеозаписями с утренников и праздников.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении дошкольного учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход», другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания. «Открытость наружу» - означает, что детский сад готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в городских и региональных конкурсах.
Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Использование различных, как традиционных так и современных инновационных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на образовательный процесс, что для нас с вами уважаемые коллеги является самой важной задачей! Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в образовательном процессе ДОУ важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Литература:
1. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
2. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2010.
3. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей : метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство пресс», 2013.
4. ФГОС ДО от 17 октября 2013 г. N 1155.