евдокова людмила
Опыт работы «Использование информационных технологий при формировании журналистских навыков на уроках русского языка»
Самая дальняя дорога начинается с первого шага.
За окном XXI век.
Нашу жизнь невозможно сегодня представить без утреннего эфира любимой радиостанции, без свежей газеты или популярного журнала, без таких привычных вечерних телепередач. Потребность обладать информацией была присуща человеку всегда. Хочется быть в курсе всех событий, будь то информация о его родном городе или о самом далёком уголке земного шара. Наверное, поэтому главный закон успешности звучит сегодня так: кто владеет информацией, тот владеет миром.
Публикация «Опыт работы „Использование информационных технологий при формировании журналистских навыков на уроках русского языка“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа, тем более гимназия, лицей, районный или городской Дом творчества обходятся сегодня без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, и не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать. Так происходит в нашем Санкт-Петербургском суворовском военном училище. Нашему пресс-центру 5лет. Много это или мало? Конечно, это возраст только – только познающего мир ребенка. Ему все интересно, все нужно потрогать и «попробовать на зубок». Так и мы, познаем мир, учимся видеть его глазами не просто человека - журналиста. А это большая разница.
Профессия журналиста - одна из самых сложных и увлекательных: встречи с интересными людьми, яркие впечатления. Она диктует особый темп жизни, заставляя подчиняться закону: «Срочно в номер!» Быть первым, оказаться в гуще событий, рассказать о происходящем.
События, происходящие вокруг, оказывают на журналиста сильное впечатление, вызывают в его душе особый отзвук, всплеск чувств. Потому в работах настоящего журналиста - не просто информация, а крик, отчаянный призыв осознать свою ответственность, боль и стремление изменить. пока не поздно. Разве не такого гражданина, защитника Отечества мы хотим видеть?
Журналистика-это особое мировоззрение, особый склад ума. А ещё удивительная способность чувствовать чужую боль. Именно такой дар рождает героев. Вот, оказывается, в чё м главная загадка истинного творчества: воспринимать окружающий мир обострённо, нервами, сердцем, а иногда и собственной кровью.
Журналистику принято считать «четвёртой властью». Действительно, слово, произнесённое в эфире, многократно повторённое в каждом из тысяч экземпляров газеты или журнала, приобретает власть особую, ни с чем не сравнимую. Журналист должен помнить : жить среди людей, событий, впечатлений, каждое из которых требует своей оценки, рвётся на бумагу, на экран, в эфир - это всегда очень трудно и, главное, ответственно.
Зачем мне журналистика и зачем журналистике я? Каково ее место в мировой истории и современном мире: все-таки «просто чтиво» или «четвертая власть»? Вот на такие совсем не простые вопросы мы ищем и, надо признать, не всегда находим ответы на занятиях клуба «Алые погоны». Главное – заставляем мысль биться, рваться наружу, не давать успокоиться.
Как же мы, педагоги, хотим видеть своих воспитанников умными, зрелыми, осознающими не только свои права, но и обязанности гражданина и патриота! А для того, чтобы это случилось, необходимы особые, нестандартные подходы к воспитанию личности, необходимо создание условий для проявления инициативной активности воспитанников, создание атмосферы добровольного выбора и самостоятельности. Поэтому, когда встал вопрос об образовании центра СМИ и одной из его составляющих –создание газеты «Суворовские вести» и журнала «Алые погоны», сомнений не возникло: это то, что нужно нам как инструмент воспитания и образования суворовца и самим суворовцам, чтобы развиваться, познавать мир и себя, учиться думать, писать, анализировать.
Газета сразу взяла на себя не только функции информирования, но и предоставила возможность суворовцам развиваться творчески, а команде журналистов, репортеров формировать в себе чувство ответственности, умение работать в команде.
Проект «Суворовские вести» стал средством формирования авторской позиции воспитанника, средством обучения суворовцев навыкам создания авторских текстов различных жанров.
Газета должна быть поставщиком интересной информации, со свежим, оригинальным, неожиданным взглядом на тему. Приступая к созданию газеты, мы учли характерную особенность нашего издания – его теснейшую связь с читателями. Газета является самым близким для воспитанника суворовского училища изданием. Они должны воспринимать газету как свою, родную, в которую всегда можно обратиться со своими проблемами, написать. Успех «Суворовских вестей» во многом зависел именно от связи с аудиторией.
Конечно, соперничать с центральными изданиями наша печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? «Суворовские вести» мы рассматриваем как средство создания настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т. д. Для ребят активных, любознательных газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это суворовская жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная летопись Санкт-Петербургского суворовского военного училища.
Журнал «Алые погоны» - это особая подача материала, не похожая на газетный стиль. Самые памятные события, интересные встречи, результаты предметных всероссийских и всеармейских олимпиад и спартакиад становятся основными темами выпусков. Мы стремимся к такой подаче материала, которая увлекла бы читателя, хотим, чтобы каждый нашел для себя интересную тему. На страницах журнала мы уделяем внимание научно-исследовательским и творческим работам суворовцев, принесшим училищу призовые места. Здесь мы имеем возможность опубликовать либо всю, либо часть работы, показать рисунки суворовцев-победителей на престижных конкурсах.
Журналистика как вид деятельности основывается на школьном курсе предмета «Русский язык». Занятия журналистикой способствуют более глубокому пониманию этого школьного предмета, активному использованию огромнейших возможностей родного языка. Многие навыки, которые приобретаются на занятиях кружка журналистики, повышают успешность ученика в предмете «Русский язык» Такая тесная взаимосвязь важнейшего школьного курса и сферы человеческой деятельности весьма продуктивна.
В рамках традиционной школьной программы по русскому языку на творческие работы выделяется весьма ограниченное время. Однако навыки написания текстов, поиск и отбор информации, работа над структурой текста - наиболее ценные навыки, которые пригодятся каждому учащемуся как при подготовке к выпускным экзаменам, так и в дальнейшей жизни. Кроме того, на занятиях журналистики ребята значительно углубляют свои знания по стилистике, лексике, синтаксису и орфографии. У них вырабатывается чувство языка и чувство меры, формируется потребность строить письменные и устные высказывания грамотно и выразительно.
Интересно и то, что взаимосвязь предмета «Русский язык» и журналистской деятельности прослеживается и на жанровом уровне.
Ученик на уроке русского языка и литературы пишет сочинение на заданную тему, изложение по ране звучавшему тексту или эссе. На занятиях кружка журналистики ребята работают над статьей на определенную тему, в интервью передают чужую речь, жанр эссе в журналистике дает возможность проявить творческие способности и выразить свою собственную позицию.
Важнейшее место в структуре наших занятий по журналистике занимает работа над информационной статьей. На мой взгляд, именно с этого этапа деятельности у начинающих журналистов открывается особое отношение к тексту, появляется понимание важных принципов его построения, что облегчает ребятам работу над любыми тестами, будь то сочинение или изложение, отзыв или эссе.
Работа над информационной статьей проходит несколько этапов. Когда ребята усваивают каждый шаг, приучаются работать по определенному алгоритму, написание любого текста перестает ставить их в тупик, задача становится понятной, а пути ее решения – очевидными.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Изобретение компьютера - это начало нового этапа в жизни современного общества. Слово «компьютер», заимствованное в русский язык из английского, означает устройство для цифровой обработки данных. Первоначально такими данными были числа, а вскоре к ним прибавились и слова. Именно это достижение предоставило журналистам широкие возможности для использования компьютерных технологий в своей работе.
Начало компьютерной эры - середина 50-х годов XX века. Первая американская корпорация, которая под руководством Томаса Дж. Уотсона начала производство электронно-вычислительных машин, - International Business Machines (IBM). В 1970 году инженер американской фирмы INTEL изобрел микропроцессор. Благодаря этому суперизобретению, постепенно огромные электронные вычислительные машины превратились в компактные и дешевые персональные компьютеры (ПК, предназначенные для решения насущных практических задач, выполнение которых не требует огромного объема памяти. Также работа с персональным компьютером стала доступной непрофессиональному массовому пользователю, который не является специалистом в вычислительной технике, но может широко использовать компьютер не только в решении своих прикладных профессиональных задач в любой области человеческой деятельности, но и для передачи информации. К их числу относятся и наши воспитанники.
Компьютер помогает журналисту в создании журналистского текста, предназначенного как для письменных, так и для устных СМИ: набор текста и его техническое и литературное редактирование. Для выполнения этих задач мы используем любой текстовый редактор. Один из наиболее удобных - Word. Текстовый редактор позволяет, не перепечатывая текст, очень быстро вносить в него изменения: менять местами части текста, заменять одни слова другими, исправлять ошибки и опечатки, дополнять либо сокращать текст и так далее. Работа над текстом уже в процессе выпуска печатного издания значительно облегчилась и ускорилась, благодаря новым компьютерным технологиям.
Появление компьютера и развитие Интернета внесли большие изменения в работу с письменными источниками (документы, литература, справочно-информационный материал и др). Объем исследуемых письменных источников очень сильно вырос, так как Интернет открывает доступ к информации в любом месте Земли. Электронная почта также существенно облегчает работу журналиста, так как участники web-коммуникации общаются в удобное для каждого из них время.
Обработка и сортировка информации компьютером осуществляется также за несколько секунд. Такая помощь в работе журналиста, когда дорога каждая минута, очень полезна и важна при большом объеме информации.
Макетирование, верстка и дизайн печатных изданий – работа, в которой появление компьютера произвело настоящую технологическую революцию. Мы получили прекрасную возможность перенести эту очень важную часть производственного процесса в стены редакции, для того чтобы полностью контролировать весь предпечатный этап создания газеты или журнала.
Возник и сформировался новый вид СМИ - сетевая журналистика, который включает в себя и собственно сетевые средства массовой информации, и сетевые версии и сайты традиционных СМИ.
Работа с сайтом училища, материалами, предназначенными для публикации на сайте, учитывая их жанровые и стилистические особенности, – одна из задач, решаемых сегодня юными журналистами клуба «Алые погоны» Санкт-Петербургского суворовского военного училища.
Училищный Пресс-центр, конечно, не мог остаться в стороне от процесса всеобщей информатизации, так как сбор, обработка и распространение информации – одна из основных задач современных СМИ.
Литература
1. Анушкевич И. Г Издание литературного альманаха в школе. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.
2. Апухтина Л. М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3
3. Ахметова О. В. О роли литературной гостиной в формировании компетентной личности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. 4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М. :»Просвещение», 1991.
4. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. -М. : Аспект Пресс, 2004
5. Лепилкина О. И., Уманова Е. Ю., Зимин А. Е., Горюнов И. А. Азбука журналистики : Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. -М. : Вентана - Граф, 2007
6. Обласова Т. В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Образование и наука. 2012. № 4.
7. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2012. № 9.
8. Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан; Под ред. Л. А. Кохановой. - Ростов-на-Дону: «Феникс»
9. Романьков, П. П. Pocket PC 2008. Карманные компьютеры: быстрый старт / П. П. Романьков. – М. : Изд-во ТРИУМФ