Татьяна Диденко
Использование интерактивной доски как средства мотивации в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Использование интерактивной доски как средства мотивации в старшем дошкольном возрасте
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Сегодня для большинства современных педагогов не ново, то что в современных условиях педагогу нельзя ни на минуту останавливаться в освоении информационных технологий, так как это в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения.
Публикация «Использование интерактивной доски как средства мотивации в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
По результатам мониторинга ЮНЕСКО, проведенного в различных странах мира, только 10% обучаются через слово. Как показывают другие данные - экранно-звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%. Это доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения.
Информационно-компьютерные технологии формируют высокую степень мотивации, повышая интерес к процессу обучения, что повышает интенсивность обучения. При использовании ИКТ достигается индивидуализация обучения.
В связи с этим нам представляется актуальным включение компьютерных программ в работу логопеда. Это способствует:
• формированию мотивации к занятиям;
• работоспособности и сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего логопедического занятия у детей с различными расстройствами речи;
• сокращению времени формирования ряда навыков, необходимых для развития речи;
• индивидуализации обучения детей с нарушениями речи;
• значительному повышению эффективность коррекционного обучения, (ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а следовательно, снизить риск социальной дезадаптации будущих младших школьников);
• оптимизации педагогического процесса.
Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Существующие развивающие компьютерные образовательные программы дают огромные возможности для развития детей.
Уже, проводя индивидуальные занятия, с одним ребенком перед экраном монитора, мы продолжали искать более эффективные методы познания, задаваясь вопросами: как помочь лучше усвоить материал и повысить интерес к процессу коррекционного обучения не только для одного ребенка, но и для всей группы, подгруппы сразу? Таким образом, мы от монитора компьютера и мультимедийной установки перешли к использованию интерактивной доски на логопедических занятиях, что и помогло нам найти ответы на ряд вопросов.
Интерактивная доска (ИД) - одно из самых современных средств обучения. Это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала, с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности (специальным устройством – стилусом или просто пальцем, тем самым пользователь имеет полный доступ к управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.
Интерактивная доска обеспечивает интерактивность обучения, которое состоит в том, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Работая с интерактивной доской, педагог всегда находится в центре внимания, что помогает поддерживать постоянный контакт с детьми.
Используя ИД на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях, мы можем отметить высокий уровень мотивации дошкольников, а также производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала, включения в процесс восприятия информации не одного человека (как в случае работы дошкольника с ПК, а всего коллектива обучающихся.
Очень удобными для проведения занятий оказались игры-презентации, которые можно изготавливать самим. Кроме того, мы апробировали и удачно пользуемся на занятиях игры и презентации, а также конструктор картинок предлагаемыми на различных интернет-сайтах. Это позволяет нам автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в связной речи (через составление рассказов, сказок и др., а также, на ряду с этим, отработать некоторые грамматические категории, в зависимости от цели к составляемой сюжетной картине.
В целом использование технических средств позволяет повысить заинтересованность ребёнка, более эффективно донести до него смысл занятия, потому как, опираясь на мудрость Конфуция, вынесенную нами в эпиграф этой главы, можно сделать вывод: слово + наглядность + действие = полноценное осознание.