Ирина Любинец
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда
▼ Скачать
Использование информационно- коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда
На логопедических занятиях мной используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанный инструментарий.
Готовый продукт:
• компьютерные логопедические тренажёры;
• компьютерные тесты;
• приключенческие квесты и обучающие игры;
• книги, учебники и энциклопедии;
• электронные рассылки;
• логопедические ресурсы;
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Самостоятельно-разработанный инструментарий :
• составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
• подборки компьютерных тестов;
• цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Для решения локальных коррекционных задач в работе мной часто используются мультимедийные презентации, созданные с помощью программы MS Power Point. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Что даёт применение презентаций в работе с детьми?
1. Источник информации.
2. Развитие познавательной активности ребёнка.
3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.
4. Повышение мотивационной составляющей.
5. Формирование учебной деятельности.
6. Доступность изложения материала.
7. Наглядность и красочность подачи материала.
Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений. Данная программа позволяет подготовить презентацию к любому логопедическому занятию, материал представляется на экране в цвете, со звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимационные эффекты помогают удерживать произвольное внимание детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка помогает детям лучше понять то, что происходит на экране). У учителя-логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.
Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в программе. Презентации могут быть любого типа: - просто картинки или фотографии с подписями; - по художественным произведениям; - анимированные, обычно по сказкам и стихам; - музыкальные для ознакомления с различными музыкальными инструментами.
Целью применения ИКТ в моей работе является создание условий для формирования у детей компетенций, необходимых для преодоления речевых нарушений, посредством включения ИКТ в образовательную деятельность. Отсюда следует, что применение ИКТ в логопедической работе помогает достичь главную цель логопедической работы – максимально преодолеть речевое нарушение.
Использование ИКТ на занятиях помогает развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
В работе учителя-логопеда актуально применение следующих информационно-коммуникационных технологий :
- проектор;
- видеокамера;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- телевизор;
- мультимедийная установка;
- фотоаппарат;
- сканер;
- принтер.
Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в работе учителя-логопеда, можно выделить следующие направления работы с данными технологиями :
- документация;
- диагностика;
-индивидуальные занятия;
- подгрупповые занятия,
- взаимодействие с педагогами;
- работа с родителями;
- самообразование.
В своей работе учитель-логопед также имеет возможность использования разнообразных гаджетов и приложений для них.
По итогам данного критерия можно сделать вывод о том, что в арсенале современного учителя-логопеда имеется большое количество разнообразных информационно-коммуникационных технологий. Важно, чтобы данный специалист легко в них ориентировался и выбрал для своей работы самые эффективные.