марина богачева
Использование информационно-коммуникационных технологий в кружковой работе
В нашем детском саду ведется кружковая работа по изобразительной деятельности. На кружке «Фантазия» дети закрепляют знания полученные во время образовательной деятельности по рисованию, лепке и аппликации, учатся использовать в своей работе нетрадиционные методы рисования, узнают много нового о изобразительном искусстве. Изобразительное творчество – одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, большого запаса зрительных образов и впечатлений, развитого творческого воображения. Как сделать каждое занятие радостным, интересным, а главное – направленным на развитие индивидуальности каждого ребенка? Я приняла решение использовать информационные технологии в кружковой деятельности. Тем более что в нашем детском саду есть для этого все необходимое.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в кружковой работе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер.
Я использую ИКТ при подготовке и проведении кружковой деятельности по ИЗО, потому что считаю, что педагог должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями.
Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
• приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
• увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Из обилия программ, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества и особенности детей - дошкольников.
Вот некоторые варианты применения ИКТ в образовательном процессе.
• Мультимедийные презентации. Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации к занятиям по теме «Наш космодром», «Писанки», «Пир на весь мир (гжель)», «Звезды и кометы», «Подводный мир»; а так же подборка презентаций картин известных художников И. И. Шишкин, И. И. Левитан.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе образовательной деятельности. Такие презентации я широко использую на занятии кружка по ознакомлению с жанрами изобразительного искусства. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
• Интерактивные игры.
Занятия кружка с использованием интерактивной доски позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками. В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям воспитателя. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание. Использование таких игр повышает креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование интерактивных компьютерных игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенными в эмоциональном плане.
Я создала следующие интерактивные компьютерные игры «Игра с цветом», «Составь узор», «Узнай профессию», «На морском дне», «Кому, что нужно для работы»
• Электронный образовательный ресурс (подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т. д., занятия в форме виртуальной экскурсии).
Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.
Также при помощи Интернета, я подбираю музыкальную композицию, соответствующую теме занятия. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов. При помощи программы легко создать презентацию со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к конкретной теме. На мой взгляд, музыкальные образы вносят гармоничность в художественное воспитание детей.
Занятие кружка с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой) позволяет провести его в форме виртуальной экскурсии, например, по музеям мира.
Конечно, я соблюдаю элементарные санитарные нормы - на занятиях по ИЗО деятельности я использую ИКТ не более 7-10 мин, с обязательной сменой деятельности и физкультминуткой. Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количестве. В конце занятия провожу гимнастику для глаз.
Каковы же преимущества использования ИКТ в работе педагога :
Благодаря использованию компьютерных технологий происходит накопление уже продуманных, структурированных, наполненных наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы. Так же, благодаря изобилию в Интернете форумов для педагогов происходит обмен опытом, появляется возможность широко использовать опыт своих коллег из других городов и даже стран.
Таким образом, в сфере использование ИКТ открывает новые возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала.
Результативность:
Применение информационных технологий в кружковой деятельности позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Чтобы выяснить, насколько результативно использование ИКТ на моих занятиях я проанализировала личностные качества детей старшей группы (24 ребенка) : творческая самостоятельность, познавательная активность, любознательность, инициатива, целеустремленность в 2018-2019 учебном году и в 2019-2020 учебном году. В 2018-2019 учебном году дети были пассивны, мало проявляли самостоятельности, любознательности, ждали помощи от педагога, действовали по образцу. Из 24 детей только 42% проявляли творчество и самостоятельность, 33% детей были инициативны в реализации проектов. В 2019-2020 году повысился интерес детей к изо-деятельности, дети самостоятельно или с помощью родителей искали новую информацию по теме занятия, повысилась творческая самостоятельность детей, самооценка детей. Познавательная активность повысилась до 80%,вырос уровень инициативы до 77%. Хочу заметить, что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
Я считаю что использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса потому что :
• дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
• тренируется эффективность внимания и память;
• активно пополняется словарный запас;
• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
• уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
• развивается воображение и творческие способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Таким образом, использование информационных технологий на занятиях кружка по изо-деятельности дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Но на этом моя деятельность по внедрению в образовательный процесс ИКТ не останавливается. В перспективе я планирую освоить и применять в работе :
• Интерфейс программы PICASA.
• Создание видеофильмов в GOOGLE PICASA.
• Присвоение географических тегов фотографиям в Google.