Громыко Валентина Маратовна
Использование информационно-коммуникационной технологии «Веб-квест» в работе с дошкольниками по ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей.
Нам, педагогам, порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были интересны детям.
Публикация «Использование информационно-коммуникационной технологии „Веб-квест“ в работе с дошкольниками по ранней профориентации» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
В своей педагогической деятельности мы стараемся, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, мы отталкиваемся в первую очередь от интересов, и предпочтений наших воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.
У нас не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?»
Изучая методическую литературу, мы натолкнулись на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде технологии веб-квест.
Веб-квест – это технология, которая является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях проведения занятия или внедрения во внеурочной деятельности, которая ориентирована в первую очередь на детей, вовлеченных в образовательный процесс.
Фактически, веб-квест – это образовательная технология, в рамках которой педагог формирует интерактивную поисковую деятельность детей, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы. Такая технология позволяет работать в группах (от трех до пяти учащихся, развивает коммуникативность,
Лидерские качества каждого, повышает не только мотивацию к процессу получения знаний, но и ответственность за результаты собственной деятельности. Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы детей, находится на самом сайте или на различных веб-сайтах. Благодаря гиперссылкам, дети работают в едином информационном пространстве, не ощущая разрозненности в данных и сложности в исполнении, а для кого-то не является существенным точное местонахождение той или иной информации.
Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.
Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:
повысить заинтересованность учащихся в изучении дисциплины;
повысить мотивацию обучения;
использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т. д. ;
воспитывать информационную культуру обучающихся.
Таким образом, работа воспитанников в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, делает его живым и интересным, создает комфортные условия образовательного процесса, устраняет нервную нагрузку, способствует переключению внимания, смене форм деятельности и т. д., способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем, дает возможность осуществить индивидуальный подход в обучении.
Хочется отметить, что данная технология рассчитана на детей младшего школьного возраста. Мы постарались ее адаптировать на детей старшего дошкольного возраста, применив элементы этой технологии.
Технологию веб-квест в работе по ранней профориентации мы применяем во всех локациях центра «Школа успеха «Старт».
Работа происходит поэтапно.
Первый этап – ребенок историк. Для начала мы подбираем для детей презентацию по изучаемой теме. Материал подбирается таким образом, чтобы дети, в ходе просмотра презентации, узнали о происхождении предмета или профессии, о том, как его применяли раньше или чем заменяли.
Второй этап – ребенок-литератор. В ходе реализации этого этапа происход подбор художественной литературы, в которой встречается предмет. Читая совместно с детьми книги, мы запоминаем стихи, поговорки, сказки по теме.
Третий этап – ребенок-мастер – самое интересное – знакомство с этапами изготовления предмета. Совместно с детьми мы рисуем пошаговый алгоритм изготовления предмета и изготавливаем его.
Приведу пример из своей практики. Тема «Изучение процесса мыловарения»
Первый этап – с помощью подобранных презентаций мы с детьми изучили вопрос появления мыла и то, чем люди пользовались до появления мыла. Особый восторг у детей вызвал факт того, что оказывается, раньше вместо мыла использовали золу и глину.
Далее мы прочитали сказку К. И. Чуковского «Мойдодыр», побеседовали о пользе мыла и о том, что будет, если не мыться.
Ну и самое интересное – разработка алгоритма, изготовление мыла.
Узнав все секреты, дети поделились изученным со своими родителями, друзьями в группе и в детском саду. Тем самым, происходит презентация своего проекта.
Одним из таких секретов мы поделимся с Вами сегодня на мастер-классе.
Веб-квест позволяет развить у воспитанников такие умения, как:
осуществлять поиск информации;
определять тему или проблему;
отделять основную информацию от второстепенной;
фиксировать необходимую информацию из прочитанного, прослушанного или увиденного;
обобщать содержащуюся в тексте информацию;
выделять факты (примеры, аргументы) в соответствии с поставленным вопросом или проблемой;
делать выводы;
участвовать в беседе (обсуждении);
высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Считаем главным преимущество веб-квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности дошкольников ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации детской любознательности, и стимулирует: познавательную активность ребёнка (желание узнать новое, коммуникативную активность ребёнка (желание общаться, делиться своими рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с нами, творческую активность ребёнка (творить, инициативность, выдумывать, пробовать).
ЛИТЕРАТУРА
1. Будилова, А. С. Использование веб-квестов при обучении компьютерной графике // Наука и перспективы. 2017. № 1 [Электронный ресурс]
URL : nip.esrae.ru/13-92 ( дата обращения: 2017).
2. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99»
3. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL : https://festival.1september.ru/articles/513088 ( дата обращения: 2017).
4. Знакомимся с образовательной интернет-технологией : веб-квест [Электронный ресурс].
5. Использование технологии веб-квест в учебном процессе [Электронный ресурс].
6. Министерство образования и науки Российской Федерации / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / [Электронный ресурс].
7. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя [Электронный ресурс].
https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-v-sisteme-realizatsii-fgos
https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/primenenie-veb-kvest-tehnologij-v-sovremennoj-shkole.html