Ирина Машкур
Использование ИКТ в воспитательном и образовательном процессе в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе
Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Публикация «Использование ИКТ в воспитательном и образовательном процессе в детском саду» размещена в разделах
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
ИКТ включает в себя:
• компьютер и интернет
• телевизор
• видеомагнитофон
• видеокамера и фотоаппарат
• DVDи CD
• радио
• игровые приставки
• мобильные телефоны
• магнитофоны
• мультимедиа и интерактивная доска.
Цель ИКТ в дошкольном образовании :
повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании :
• обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
• обеспечение взаимодействия с семьёй;
• обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
• повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
• облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);
• облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
• обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
• возможность самореализации;
• возможность самообразования.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
• Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
• Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
• Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
• Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
• Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
• Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
• Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе :
• Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
• Помогает формировать информационную культуру у детей;
• Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
• Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
• Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
• Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
• ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
• Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
• С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Как я использую ИКТ в воспитательном и образовательном процессе :
• Во время проведения утренней гимнастики показываю упражнения с помощью мультимедийных средств
• На занятиях по изобразительной деятельности показываю детям образцы, последовательность выполнения работы
• Озвучиваю героев, которые приходят «в гости»
• Решаем логические задачи, используя звуковое и иллюстрированное сопровождение
• Деятельность детей сопровождается музыкой
• Использую Соц. сети для общения с родителями, коллегами, детьми
• Провожу занятия в ZOOM
Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс :
• Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.
• Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой.
o Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.
• Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ.
• Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.
• Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.
Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою
деятельность.
• В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео- записей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
• Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
• Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира, поэтому, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.