Папки-передвижки

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до

Любовь Машинская
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО

ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования

Система дошкольного образования, как и система образования в целом, в течение последних лет претерпевает различного рода изменения, в основном связанные с внедрением в образовательный процесс различного рода инноваций. Особое значение уделяется внедрению ФГОС ДО, которые в свою очередь требуют от педагога освоение новых ценностных ориентаций в проектировании образовательного процесса.

Публикация «Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах

В связи с этим к педагогу выдвигаются новые требования. Так, педагогическая деятельность воспитателя регламентируется во вступившем в силу в январе 2015 года приказе Минтруда России об установлении профессионального стандарта «Педагог» [3]. До сегодняшнего дня данный стандарт несколько раз изменялся, дополнялся.

Прежде чем говорить о профессиональных компетенциях педагога ДО, дадим определение самому понятию «профессиональный стандарт».

Профессиональный стандарт – это описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ) [2].

Основная цель педагогической деятельности педагогов системе дошкольного образования заключается в оказании образовательных услуг по основной общеобразовательной программе образовательной организации, что, по мнению педагога-психолога В. Веретенниковой, позволяет говорить о том, что профессиональный стандарт выступает в роли связующего звена между требованиями работодателей к уровню педагогической деятельности педагога и системой дошкольного образования [9, c. 86].

Очевидным является факт, что наиболее перспективным для оценки уровня профессионализма того или иного специалиста (в особенности в области образования) является компетентностный подход, который предполагает целостное и многогранное описание требований к работнику [44, c. 35]. Иными словами, компетентность представляет собой новообразование субъекта деятельности, формирование которого происходит в процессе профессиональной подготовки, системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, и позволяет успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [43].

Профессиональная компетентность, согласно А. К. Марковой, представляет собой психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно. Профессионально-компетентный человек, по ее мнению, обладает «способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» Понятие «компетентность» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.

Так, мы можем заключить, что умения и способности личности образуют операционно-деятельностный компонент, являющийся основополагающим компонентом компетентности.

В рамках настоящего исследования следует также рассмотреть понятие о профессиональной компетентности педагога, или педагогической.

В широком смысле в понятии «профессиональная компетентность педагога» выражается как его теоретическая, так и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, то есть их единство].

Говоря конкретно о педагогической компетентности, выделим несколько точек зрения.

Так, Р. В. Овчарова говорит о педагогической компетентности как о проявляющейся готовности к педагогической деятельности, которую составляет определённый набор психологических качеств, таких как характер, темперамент, тип нервной системы. Сюда же исследователь относит творческое осмысление своей работы, стремление развивать свой творческий потенциал [30, с. 410].

Другие исследователи, например А. С. Белкин и В. В. Нестеров, полагают, что компетенция в педагогическом плане представляет собой совокупность профессиональных полномочий, функций, при помощи которых возможно создание необходимых условий для эффективной деятельности в образовательном пространстве].

В целом содержание профессиональной компетентности педагога, в частности и педагога дошкольного образования, можно представить в виде следующих блоков (Рис. 1) [3].

Рис. 1. Профессиональная компетентность педагога

Рассмотрев понятия «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность», мы можем выделить три основных критерия, по которым предлагается оценивать уровень профессиональной компетентности, а именно:

1) то, как педагог владеет современными педагогическими технологиями и как применяет их в профессиональной деятельности;

2) на сколько педагог готов решать профессиональные предметные задачи;

3) способен ли педагог контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В указанном выше профессиональном стандарте, основная цель педагогической деятельности, осуществляемой педагогом в системе дошкольного образования, заключается в оказании образовательных услуг по основной общеобразовательной программе образовательной организации. Одно из приложений к данному документу представляет собой перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут являться критериями оценки его деятельности.

Это непосредственно связано с процессами информатизации в современном обществе, широким использованием информационно-коммуникационных технологий.

Именно поэтому в нормативном документе (ФГОС ДО) также определены требования к педагогам: педагог должен «владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» .

Согласно все тому же профессиональному стандарту «Педагог», ИКТ-компетентность – это «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо». Здесь же предлагается три компонента, образующих профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность:

1) Общепользовательская ИКТ-компетентность.

2) Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

3) Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) .

Характеристику каждого из компонентов представим в виде таблицы (Таблица 1) [3].

Таблица1

Компоненты профессиональной педагогической ИКТ-компетентности

ИКТ-компетентность Составляющие компонента

Общепользовательская Умение использовать фото- и видеосъемку, навыки поиска необходимой информации в базах данных и Интернете, умение использовать системные возможности мгновенных сообщений, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая Деятельность педагога в информационной среде: планирование и анализ учебного процесса, организация образовательного процесса, включающая непосредственное взаимодействие с обучающимися, подготовка и проведение различного рода выступлений, обсуждений, проектирование деятельности, визуальная коммуникация и др.

Предметно-педагогическая Знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать.

Отдельным пунктом мы выделяем ИКТ-компетентность педагога ДОУ в работе с родителями.

На наш взгляд, использование ИКТ значительно сократит время подготовки к родительским собраниям и их проведению. Такую форму работы можно назвать достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

Расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, тем самым вовлечь больше родителей в образовательно-воспитательный процесс позволяют такие мультимедийные презентационные технологии, как слайд-шоу, презентации, виртуальные экскурсии, информационные бюллетени, буклеты и др.) .

Еще одним способом взаимодействия с родителями с использование ИКТ является официальный сайт детского сада, который в силу занятости многих родителей, отчего у них не имеется достаточного количества времени для общения с педагогами, позволяет родителям отслеживать успехи детей в различной деятельности детей с помощью фотографий и видео. Также родители имеют возможность получать виртуальную консультацию по интересующему вопросу, обменяться мнением и делиться своим опытом в той или иной области. В целом наличие собственного сайта у ДОУ формирует положительный образ дошкольного учреждения.

Прекрасную возможность онлайн-общения по насущным темам, дополнительным консультациям педагогов и специалистов (психолог, логопед) дают созданные закрытые группы в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники») всех функционирующих групп ДОУ. Вообще, сетевые интернет-коммуникации очень актуальны в современном образовательном процессе. Это не только социальные сети, но и электронная почта, Skype-коммуникации, благодаря которым можно поддерживать текстовую, голосовую и видеосвязь.

Наиболее современным способом взаимодействия с родителями, позволяющим поддерживать постоянную связь с родителями воспитанников, являются мессенеджеры (Viber, WhatsApp и т. п, которые подробно будут рассмотрены нами ниже.

Таким образом, мы можем заключить, что благодаря информационным технологиям значительно расширяются возможности педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, в том числе и во взаимодействии с их родителями. Что касается последнего, то следует отметить, что успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня в большей степени зависит от ИКТ-компетентности педагога. Иными словами, от того, как педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, у родителей появится заинтересованность в образовательно-воспитательном процессе, что непременно отразится на их активном участии в нем.

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

«Изготовление дидактических игр и пособий в соответствии с ФГОС ДО» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» «Нет такой стороны воспитания,.

Ежедневное планирование работы воспитателя в соответствии с ФГОС Для кого то из нас ежедневное планирование работы с детьми не вызывает проблем,но для кого то это настоящая проблема. Разрешите представить.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

План работы по самообразованию в соответствии с ФГОС План работы по самообразованию Воспитатель высшей квалификационной категории: Никифорова Елена Валентиновна Группа первая младшая МДОУ №16.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной.

Рппс в соответствии с ФГОСРппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 17:49
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Машинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД