Любовь Машинская
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО
ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования
Система дошкольного образования, как и система образования в целом, в течение последних лет претерпевает различного рода изменения, в основном связанные с внедрением в образовательный процесс различного рода инноваций. Особое значение уделяется внедрению ФГОС ДО, которые в свою очередь требуют от педагога освоение новых ценностных ориентаций в проектировании образовательного процесса.
Публикация «Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
В связи с этим к педагогу выдвигаются новые требования. Так, педагогическая деятельность воспитателя регламентируется во вступившем в силу в январе 2015 года приказе Минтруда России об установлении профессионального стандарта «Педагог» [3]. До сегодняшнего дня данный стандарт несколько раз изменялся, дополнялся.
Прежде чем говорить о профессиональных компетенциях педагога ДО, дадим определение самому понятию «профессиональный стандарт».
Профессиональный стандарт – это описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ) [2].
Основная цель педагогической деятельности педагогов системе дошкольного образования заключается в оказании образовательных услуг по основной общеобразовательной программе образовательной организации, что, по мнению педагога-психолога В. Веретенниковой, позволяет говорить о том, что профессиональный стандарт выступает в роли связующего звена между требованиями работодателей к уровню педагогической деятельности педагога и системой дошкольного образования [9, c. 86].
Очевидным является факт, что наиболее перспективным для оценки уровня профессионализма того или иного специалиста (в особенности в области образования) является компетентностный подход, который предполагает целостное и многогранное описание требований к работнику [44, c. 35]. Иными словами, компетентность представляет собой новообразование субъекта деятельности, формирование которого происходит в процессе профессиональной подготовки, системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, и позволяет успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [43].
Профессиональная компетентность, согласно А. К. Марковой, представляет собой психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно. Профессионально-компетентный человек, по ее мнению, обладает «способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» Понятие «компетентность» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.
Так, мы можем заключить, что умения и способности личности образуют операционно-деятельностный компонент, являющийся основополагающим компонентом компетентности.
В рамках настоящего исследования следует также рассмотреть понятие о профессиональной компетентности педагога, или педагогической.
В широком смысле в понятии «профессиональная компетентность педагога» выражается как его теоретическая, так и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, то есть их единство].
Говоря конкретно о педагогической компетентности, выделим несколько точек зрения.
Так, Р. В. Овчарова говорит о педагогической компетентности как о проявляющейся готовности к педагогической деятельности, которую составляет определённый набор психологических качеств, таких как характер, темперамент, тип нервной системы. Сюда же исследователь относит творческое осмысление своей работы, стремление развивать свой творческий потенциал [30, с. 410].
Другие исследователи, например А. С. Белкин и В. В. Нестеров, полагают, что компетенция в педагогическом плане представляет собой совокупность профессиональных полномочий, функций, при помощи которых возможно создание необходимых условий для эффективной деятельности в образовательном пространстве].
В целом содержание профессиональной компетентности педагога, в частности и педагога дошкольного образования, можно представить в виде следующих блоков (Рис. 1) [3].
Рис. 1. Профессиональная компетентность педагога
Рассмотрев понятия «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность», мы можем выделить три основных критерия, по которым предлагается оценивать уровень профессиональной компетентности, а именно:
1) то, как педагог владеет современными педагогическими технологиями и как применяет их в профессиональной деятельности;
2) на сколько педагог готов решать профессиональные предметные задачи;
3) способен ли педагог контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В указанном выше профессиональном стандарте, основная цель педагогической деятельности, осуществляемой педагогом в системе дошкольного образования, заключается в оказании образовательных услуг по основной общеобразовательной программе образовательной организации. Одно из приложений к данному документу представляет собой перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут являться критериями оценки его деятельности.
Это непосредственно связано с процессами информатизации в современном обществе, широким использованием информационно-коммуникационных технологий.
Именно поэтому в нормативном документе (ФГОС ДО) также определены требования к педагогам: педагог должен «владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» .
Согласно все тому же профессиональному стандарту «Педагог», ИКТ-компетентность – это «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо». Здесь же предлагается три компонента, образующих профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность:
1) Общепользовательская ИКТ-компетентность.
2) Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
3) Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) .
Характеристику каждого из компонентов представим в виде таблицы (Таблица 1) [3].
Таблица1
Компоненты профессиональной педагогической ИКТ-компетентности
ИКТ-компетентность Составляющие компонента
Общепользовательская Умение использовать фото- и видеосъемку, навыки поиска необходимой информации в базах данных и Интернете, умение использовать системные возможности мгновенных сообщений, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогическая Деятельность педагога в информационной среде: планирование и анализ учебного процесса, организация образовательного процесса, включающая непосредственное взаимодействие с обучающимися, подготовка и проведение различного рода выступлений, обсуждений, проектирование деятельности, визуальная коммуникация и др.
Предметно-педагогическая Знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать.
Отдельным пунктом мы выделяем ИКТ-компетентность педагога ДОУ в работе с родителями.
На наш взгляд, использование ИКТ значительно сократит время подготовки к родительским собраниям и их проведению. Такую форму работы можно назвать достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.
Расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, тем самым вовлечь больше родителей в образовательно-воспитательный процесс позволяют такие мультимедийные презентационные технологии, как слайд-шоу, презентации, виртуальные экскурсии, информационные бюллетени, буклеты и др.) .
Еще одним способом взаимодействия с родителями с использование ИКТ является официальный сайт детского сада, который в силу занятости многих родителей, отчего у них не имеется достаточного количества времени для общения с педагогами, позволяет родителям отслеживать успехи детей в различной деятельности детей с помощью фотографий и видео. Также родители имеют возможность получать виртуальную консультацию по интересующему вопросу, обменяться мнением и делиться своим опытом в той или иной области. В целом наличие собственного сайта у ДОУ формирует положительный образ дошкольного учреждения.
Прекрасную возможность онлайн-общения по насущным темам, дополнительным консультациям педагогов и специалистов (психолог, логопед) дают созданные закрытые группы в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники») всех функционирующих групп ДОУ. Вообще, сетевые интернет-коммуникации очень актуальны в современном образовательном процессе. Это не только социальные сети, но и электронная почта, Skype-коммуникации, благодаря которым можно поддерживать текстовую, голосовую и видеосвязь.
Наиболее современным способом взаимодействия с родителями, позволяющим поддерживать постоянную связь с родителями воспитанников, являются мессенеджеры (Viber, WhatsApp и т. п, которые подробно будут рассмотрены нами ниже.
Таким образом, мы можем заключить, что благодаря информационным технологиям значительно расширяются возможности педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, в том числе и во взаимодействии с их родителями. Что касается последнего, то следует отметить, что успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня в большей степени зависит от ИКТ-компетентности педагога. Иными словами, от того, как педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, у родителей появится заинтересованность в образовательно-воспитательном процессе, что непременно отразится на их активном участии в нем.