Получи документы

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до

Любовь Машинская
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО

ИКТ-компетентность педагога дошкольного образования

Система дошкольного образования, как и система образования в целом, в течение последних лет претерпевает различного рода изменения, в основном связанные с внедрением в образовательный процесс различного рода инноваций. Особое значение уделяется внедрению ФГОС ДО, которые в свою очередь требуют от педагога освоение новых ценностных ориентаций в проектировании образовательного процесса.

Публикация «Использование ИКТ в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах

В связи с этим к педагогу выдвигаются новые требования. Так, педагогическая деятельность воспитателя регламентируется во вступившем в силу в январе 2015 года приказе Минтруда России об установлении профессионального стандарта «Педагог» [3]. До сегодняшнего дня данный стандарт несколько раз изменялся, дополнялся.

Прежде чем говорить о профессиональных компетенциях педагога ДО, дадим определение самому понятию «профессиональный стандарт».

Профессиональный стандарт – это описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании, вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ) [2].

Основная цель педагогической деятельности педагогов системе дошкольного образования заключается в оказании образовательных услуг по основной общеобразовательной программе образовательной организации, что, по мнению педагога-психолога В. Веретенниковой, позволяет говорить о том, что профессиональный стандарт выступает в роли связующего звена между требованиями работодателей к уровню педагогической деятельности педагога и системой дошкольного образования [9, c. 86].

Очевидным является факт, что наиболее перспективным для оценки уровня профессионализма того или иного специалиста (в особенности в области образования) является компетентностный подход, который предполагает целостное и многогранное описание требований к работнику [44, c. 35]. Иными словами, компетентность представляет собой новообразование субъекта деятельности, формирование которого происходит в процессе профессиональной подготовки, системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, и позволяет успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [43].

Профессиональная компетентность, согласно А. К. Марковой, представляет собой психическое состояние, которое позволяет действовать самостоятельно и ответственно. Профессионально-компетентный человек, по ее мнению, обладает «способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» Понятие «компетентность» автор связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ему продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов.

Так, мы можем заключить, что умения и способности личности образуют операционно-деятельностный компонент, являющийся основополагающим компонентом компетентности.

В рамках настоящего исследования следует также рассмотреть понятие о профессиональной компетентности педагога, или педагогической.

В широком смысле в понятии «профессиональная компетентность педагога» выражается как его теоретическая, так и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, то есть их единство].

Говоря конкретно о педагогической компетентности, выделим несколько точек зрения.

Так, Р. В. Овчарова говорит о педагогической компетентности как о проявляющейся готовности к педагогической деятельности, которую составляет определённый набор психологических качеств, таких как характер, темперамент, тип нервной системы. Сюда же исследователь относит творческое осмысление своей работы, стремление развивать свой творческий потенциал [30, с. 410].

Другие исследователи, например А. С. Белкин и В. В. Нестеров, полагают, что компетенция в педагогическом плане представляет собой совокупность профессиональных полномочий, функций, при помощи которых возможно создание необходимых условий для эффективной деятельности в образовательном пространстве].

В целом содержание профессиональной компетентности педагога, в частности и педагога дошкольного образования, можно представить в виде следующих блоков (Рис. 1) [3].

Рис. 1. Профессиональная компетентность педагога

Рассмотрев понятия «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность», мы можем выделить три основных критерия, по которым предлагается оценивать уровень профессиональной компетентности, а именно:

1) то, как педагог владеет современными педагогическими технологиями и как применяет их в профессиональной деятельности;

2) на сколько педагог готов решать профессиональные предметные задачи;

3) способен ли педагог контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В указанном выше профессиональном стандарте, основная цель педагогической деятельности, осуществляемой педагогом в системе дошкольного образования, заключается в оказании образовательных услуг по основной общеобразовательной программе образовательной организации. Одно из приложений к данному документу представляет собой перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут являться критериями оценки его деятельности.

Это непосредственно связано с процессами информатизации в современном обществе, широким использованием информационно-коммуникационных технологий.

Именно поэтому в нормативном документе (ФГОС ДО) также определены требования к педагогам: педагог должен «владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» .

Согласно все тому же профессиональному стандарту «Педагог», ИКТ-компетентность – это «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо». Здесь же предлагается три компонента, образующих профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность:

1) Общепользовательская ИКТ-компетентность.

2) Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

3) Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) .

Характеристику каждого из компонентов представим в виде таблицы (Таблица 1) [3].

Таблица1

Компоненты профессиональной педагогической ИКТ-компетентности

ИКТ-компетентность Составляющие компонента

Общепользовательская Умение использовать фото- и видеосъемку, навыки поиска необходимой информации в базах данных и Интернете, умение использовать системные возможности мгновенных сообщений, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая Деятельность педагога в информационной среде: планирование и анализ учебного процесса, организация образовательного процесса, включающая непосредственное взаимодействие с обучающимися, подготовка и проведение различного рода выступлений, обсуждений, проектирование деятельности, визуальная коммуникация и др.

Предметно-педагогическая Знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать.

Отдельным пунктом мы выделяем ИКТ-компетентность педагога ДОУ в работе с родителями.

На наш взгляд, использование ИКТ значительно сократит время подготовки к родительским собраниям и их проведению. Такую форму работы можно назвать достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

Расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, тем самым вовлечь больше родителей в образовательно-воспитательный процесс позволяют такие мультимедийные презентационные технологии, как слайд-шоу, презентации, виртуальные экскурсии, информационные бюллетени, буклеты и др.) .

Еще одним способом взаимодействия с родителями с использование ИКТ является официальный сайт детского сада, который в силу занятости многих родителей, отчего у них не имеется достаточного количества времени для общения с педагогами, позволяет родителям отслеживать успехи детей в различной деятельности детей с помощью фотографий и видео. Также родители имеют возможность получать виртуальную консультацию по интересующему вопросу, обменяться мнением и делиться своим опытом в той или иной области. В целом наличие собственного сайта у ДОУ формирует положительный образ дошкольного учреждения.

Прекрасную возможность онлайн-общения по насущным темам, дополнительным консультациям педагогов и специалистов (психолог, логопед) дают созданные закрытые группы в социальных сетях («В контакте», «Одноклассники») всех функционирующих групп ДОУ. Вообще, сетевые интернет-коммуникации очень актуальны в современном образовательном процессе. Это не только социальные сети, но и электронная почта, Skype-коммуникации, благодаря которым можно поддерживать текстовую, голосовую и видеосвязь.

Наиболее современным способом взаимодействия с родителями, позволяющим поддерживать постоянную связь с родителями воспитанников, являются мессенеджеры (Viber, WhatsApp и т. п, которые подробно будут рассмотрены нами ниже.

Таким образом, мы можем заключить, что благодаря информационным технологиям значительно расширяются возможности педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста, в том числе и во взаимодействии с их родителями. Что касается последнего, то следует отметить, что успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня в большей степени зависит от ИКТ-компетентности педагога. Иными словами, от того, как педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, у родителей появится заинтересованность в образовательно-воспитательном процессе, что непременно отразится на их активном участии в нем.

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

«Изготовление дидактических игр и пособий в соответствии с ФГОС ДО» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Доклад на педагогическом совете «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» «Нет такой стороны воспитания,.

Ежедневное планирование работы воспитателя в соответствии с ФГОС Для кого то из нас ежедневное планирование работы с детьми не вызывает проблем,но для кого то это настоящая проблема. Разрешите представить.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

План работы по самообразованию в соответствии с ФГОС План работы по самообразованию Воспитатель высшей квалификационной категории: Никифорова Елена Валентиновна Группа первая младшая МДОУ №16.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной.

Рппс в соответствии с ФГОСРппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 17:49
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в соответствии с ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Машинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД