Ольга Косарева
Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы
Современная практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса. В связи с этим возникает вопрос: как именно нужно использовать ИКТ в процессе работы с детьми с ОВЗ. В своем выступлении я расскажу о возможности использования ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности, а также поделюсь своим опытом.
Публикация «Использование ИКТ в расширении представлений дошкольников о социальной действительности» размещена в разделах
Основная работа по формированию представлений о социальной действительности происходит в ходе организации НОД по ознакомлению с окружающим миром. Здесь дошкольники знакомятся с разными сторонами окружающего мира, при этом у них формируются важные компоненты представлений о социальной действительности :
- представления о социальном окружении и об общественных событиях;
- знания о труде людей и профессиях;
- знания о природе, растительном и животном мире;
- знания о нормах общества, сохраняющихся в традициях, обычаях, правилах.
Основной, традиционный метод формирования представлений о социальной действительности – наблюдения в окружающем мире. В процессе наблюдений детям представляется возможность замечать действия окружающих людей, происходящие в ближайшей среде события, изменения в природе. На основе наблюдений формируются представления, а обобщение представлений позволяет формировать понятия. Однако наблюдение не за всеми явлениями социальной действительности можно организовать в ходе НОД, кроме того, ряд понятий и представлений нуждаются в многократном проведении наблюдений, причем в разных ситуациях. В данном случае на помощь могут прийти ИКТ.
Исследования, посвященные использованию ИКТ в ДОУ, убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка. Компьютерные технологии применяются и в специальном образовании, прежде всего с целью коррекции нарушений и общего развития «особых» детей.
Применение ИКТ в дошкольном специальном образовании усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность; позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивать разнообразие предоставляемого наглядного материала, привлекать большое количество дидактического материала.
Я отмечаю такие неоспоримые достоинства ИКТ в образовательном процессе, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, многофункциональность.
Для расширения представлений о социальной действительности в ДОУ можно использовать такие виды ИК-средств, как:
- аудиовизуальные средства (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные универсальные энциклопедии).
Чаще всего я использую в работе мультимедийные презентации – это программа, содержащая текстовые материалы, фотографии, рисунки, звуковое оформление, видеофрагменты, анимацию. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в содержание НОД и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Таких презентаций в моей копилке достаточно: «Мой город», «Моя страна», «День Победы», «Космос», «Профессии», «Прогулка в лес» и др. Экскурсии и наблюдения по данным темам сформировать довольно сложно, поэтому использую ИКТ для полноценного формирования представлений о данных явлениях социальной действительности. Просмотр этих презентаций обеспечивает дополнительный эффект полноты и наглядности усвоения того или иного понятия. Кроме того, вызывает у детей эмоциональный отклик, а полученная информация легче переводится в долговременную память. При использовании презентаций учитываю особенности восприятия и внимания детей с ЗПР, поэтому фон выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов.
Кроме комплексных презентаций в виде слайд-шоу, я использую демонстрацию наглядного материала с помощью компьютера. Еще Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы, где найти подходящий наглядный материал, поскольку имеющийся в детском саду зачастую устаревает. ИКТ дают возможность представлять реалистичные, неискаженные наглядные материалы: фотографии, репродукции картин, видеофрагменты, картинки. Этот метод применим в ходе изучения тем, связанных с природой, трудом людей, социальными явлениями. При использовании наглядного материала также учитываю особенности восприятия и внимания детей с ЗПР, поэтому предлагаемые демонстрационные объекты делаю крупными, реалистичными, не перегружаю их лишними деталями.
Для изучения некоторых тем можно использовать аудиофайлы с заданиями. Например, при закреплении темы «Профессии» детям дается задание «Исправь ошибку Незнайки». Дети прослушивают предложения и исправляют ошибки : «Шофер летит, а летчик едет», «Художник красит, а маляр рисует».
В работе по расширению представлений о социальной действительности с помощью ИКТ применим такой вид работы, как моделирование реальных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. В данном случае ИКТ на основе красочных анимированных слайдов демонстрируют образный тип информации, понятный дошкольникам; создают возможность для оценки данной ситуации. Такой вид работы используется чаще всего, при изучении тем, связанных с правилами дорожного движения. В ходе такой работы дети могут лучше усвоить знания ПДД, а также поразмышлять, как бы повел себя герой той или иной сюжетной картинки (моделирующей дорожную ситуацию) в данном случае. Этот вид работы помогает дошкольникам правильно принимать решения в тех или иных дорожных ситуациях, проанализировать причины ДТП (например, почему Пятачок попал в аварию – он играл с мячом на дороге). Эта тема еще не изучалась детьми нашей группы, но мы уже подготовили доступный мультимедийный материал для ее изучения, а также закрепления.
Преимущество ИКТ в том, что их можно применять на разных этапах НОД. Например, в начале занятия можно использовать компьютерную анимацию для создания сюрпризного или игрового момента, что делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Например, мы часто в оргмоменте загадываем загадки. Я иногда делаю это с помощью компьютерной презентации (загадки о временах года, об овощах, фруктах, профессиях). Также в процессе работы компьютер можно использовать и в качестве поощрения детей, когда дошкольники после правильного выполнения задания получают похвалу не только от педагога, но и стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Например, в играх «Четвертый лишний», «Противоположности», «Найди пару», если задание выполнено верно, то появляется персонаж, который подтверждает это. Применимы и мультимедийные музыкальные физминутки, которые проводятся для профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения. К сожалению, мы не имеем достаточного технического оснащения для этого и поэтому этим не пользуемся, но, воспринимая демонстрируемое слайд-шоу, сопровождаемое музыкальным оформлением и изображением движений героев, дети охотно повторяют за ними требуемые действия и стихотворный текст.
Следующим видом ИК-средств для реализации поставленных задач расширения представлений о социальной действительности, о котором я упоминала в начале, являются мультимедийные универсальные энциклопедии, которые дополняют знакомство с явлениями социальной действительности. Сюда можно отнести такие образовательные ресурсы, как: Современная мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Энциклопедия Всезнайки» и другие. Более подробно хотела остановиться на «Уроках тетушки Совы» - это серия очень коротких мультфильмов, в которых тетушка Сова дает ребятам веселые уроки. Но для детей это не только мультфильм, а интерактивная школа с интересными и познавательными уроками, которые помогают подготовиться дошкольникам к обучению в школе. В своей работе я использовала серию «Времена года». Веселая анимация и красивые стихи помогают детям усвоить последовательность сезонов, а также их месяцев, запомнить признаки времен года. Также я рекомендовала бы педагогам такие серии, как «Уроки хорошего поведения», «Азбука безопасности на дороге», «Уроки добра», «Уроки осторожности». Эти мультимедийные энциклопедии включают не только информацию об окружающем мире, но и систему увлекательных заданий, которые в интерактивном режиме позволяют ребенку проконтролировать усвоение материала.
В ходе применения ИКТ обязательно должны учитываться требования СанПиН (2.4.1.3049-13, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении. На основании этого занятия с использованием компьютера проводятся с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. Экран монитора располагается на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.
Таким образом, ИКТ обладают огромным ресурсом в формировании представлений дошкольников о социальной действительности. Вместе с тем, ИКТ расширяют возможности коррекционных методов и приемов, однако следует помнить, что необходимо гармоничное сочетание современных технологий с традиционными методами работы.