Анна Максимчук
Использование ИКТ на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ на занятиях по развитию речи[/b]
ИКТ (информационно- коммуникационные технологии) – это технологии обмена информацией, коммуникации. В современном мире сложно стоять на одном месте, ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. В дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Публикация «Использование ИКТ на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предоставления учебной информации, способно усилить мотивацию ребенка к обучению. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний.
Кроме того, мы должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПина должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки 1-1, 3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 2-4 лет не должна превышать 5 минут и для детей 5 лет не более 10 минут, 6-7 лет -15 мин.
Какие же технические средства ИКТ применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А так же принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют.
Преимущества ИКТ:
создание позитивной атмосферы в период адаптации
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка раннего возраста;
обладает стимулом познавательной активности детей;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.
Ошибки
при использовании ИКТ :
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в НОД
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность НОД демонстрацией.
Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского«multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Использование информационных компьютерных технологий, при работе с детьми раннего возраста, достаточно спорная тема. У многих возникают вопросы : «а стоит ли в наше время приучать ребенка к технике? Невредно ли это? А как же двигаться?» и многие другие вопросы волнующие родителей.
На сегодняшний день актуальной проблемой является формирование речи у детей дошкольного возраста. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. В этом эффективными станут ИКТ. Применяя на практике такие технологии с раннего возраста, можно достичь более высокого результата в дальнейшем.
Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации, достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется эффективность внимания и память; раньше овладевают чтением и письмом; активно пополняется словарный запас; формируется тончайшая координация движений глаз.
В нашей педагогической деятельности ИКТ мы используем, как помощник в подготовке к занятиям с детьми : это нахождение музыкального сопровождения к занятию, музыкальные комплексы к утренней гимнастики, такие как «Кошка и мыши» «Воробьи и бобик» «Кто шагает» (показ фрагментов видео)
ИКТ поможет детям правильно воспринимать окружающий его мир, правильное восприятие звуков природы, развить речь, и увидеть много нового, того, что невозможно по картинкам или иллюстрациям объяснить ребенку в 1, 6-2 и 3 года. В этом помогают интерактивные коврики, используемые для различных заданий.
В работе по развитию речи с применением ИКТ используются следующие варианты : дидактические игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает». (показ видео «Умняшки-познавашки»)В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно. Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, получения новых знаний.
Далее вот пример занятия, где живое существо – утенок.
Изначально на экране яйцо из которого вылупляется утенок.
Утенок идет, стоит, крякает. Воспитатель знакомит детей с яйцом и утенком, рассказывает, о цвете утенка, какие лапки, крылышки и т. д. Просит послушать, как крякает утенок и предлагает покрякать вместе с утенком, что является артикуляционной гимнастикой.
Далее воспитатель просит обратить внимание на движения утенка, как он идет и предлагает деткам походить как утенок и покрякать. Таким образом, познавательный урок переходит в подвижную игру.
На следующем занятии можно посмотреть, как утенок купается, чистит перышки или машет крылышками, обыгрывая его движения.
Таким образом, доводя утенка до утки и селезня пополняя словарный запас и запас знаний в окружающем мире детей раннего возраста. С помощью такой инновации, ребенок получит наиболее реалистичное представление об окружающем мире, не проводя много времени перед экраном. Так же можно использовать запись звуков животных и если, ребенок захочет услышать, как крякает утка или утенок, ему нужно будет нажать на изображение утенка или утки на сенсорном столе, или клавишу ноутбука. Внедрение данного проекта, на мой взгляд, лучше проводить в конце первого полугодия, т. к. дети не все могут адаптироваться к детскому саду быстро.
Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление. В своей работе с детьми мы часто используем пальчиковые игры : ведь существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети.
До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. (показ видео пальчиковой гимнастики)
Возможности компьютера неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.
Например: увидев смайлик – язычок на экране, дети с удовольствием выполняют упражнения с языком.
Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более мобильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.
На занятиях развития речи используются презентации для
• составления различных видов рассказов;
• отгадывания загадок;
• обучения пересказу знакомых сказок;
• формирования фонематического слуха на основе звукоподражания;
• заучивания стихотворений с опорой на образы.
(показ фрагмента видео со звукоподражанием)
Для большей эффективности презентации создаются с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Овладевая навыками создания презентаций педагог постепенно входит в мир современных технологий, значительно меняется понимание роли компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания.
Большую роль в работе с использование новых информационных технологий играют компьютерные игры как новый вид развивающего обучения. Все более актуальным становится сайт «Мерсибо», на котором онлайн можно поиграть в различные развивающие игры. В частности очень много речевых игр. (видео по сайту мерсибо)
Задание «Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.
Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно — ласкательных слов.
Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения пересказывать по серии сюжетных картинок. ,
Задание «АУ» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.
Задание «Времена года», «Фрукты», «Огород» - способствуют лучшей усваимости определенных лексических тем занятий.
Вывод:
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление, физическую активность детей.