Приложение МААМ

Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Ольга Новак
Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Цель:

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций и ознакомление дошкольников с окружающим миром с помощью предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» и логико-математических игр В. В. Воскобовича.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В. В. Воскобовича;

Темочки:

2. Формировать умение создавать заданные образы с помощью игр В. В. Воскобовича: «Чудо соты-1», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Игровизор».

3. Закрепить знания геометрических фигур, цвет и навыки в количественном счете.

4. Развивать пространственные представления, зрительно – моторную координацию, произвольное внимание.

5. Стимулировать желание прийти на помощь.

Сказка

В некотором царстве, в цветном государстве…

стоял волшебный, загадочный лес. А как он назывался? А кто в нем жил, тот и знал. А называли его жители Фиолетовый лес. И попадали там герои в разные истории. А ещё жила в этом лесу девочка. А как её звали? Кто звал, тот и знал. И мы конечно узнали её – это Долька! И все любили её. Она была очень добрая и всегда приходила на помощь всем, кто попадал в беду. Вот как - то подарили ей друзья волшебные разноцветные квадраты. И стали происходить в Фиолетовом лесу чудеса.

«Красная история»

Однажды взяла Долька красный квадрат и все вокруг стало красным. Наступило лето. На лесной опушке выросли рядом красный Мухомор и красная Земляника. И они о чем-то спорили.

- Ты только взгляни, какой я видный и красивый! — Говорил Мухомор. — А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.

- Но я ведь вкусная и очень сладкая, - отвечала Земляника (а голос-то у неё и правда был совсем тихий, еле слышный) — и ещё я очень полезная, - прибавила она уже шёпотом. И ещё сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.

- Может, и я очень сладкий, очень вкусный! - И задрал вверх красную шляпку с белыми крапинками Мухомор.

Тут на лесную опушку прибежала Долька в красном сарафане и с красными кармашками.

- Ой! — воскликнула она. - Земляника! Уже поспела! А какая красная!

Она присела на корточки, сорвала ягоды.

- Ну, - подумал мухомор, - сейчас она и меня увидит.

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

- Ядовитый гриб! Их нельзя даже руками трогать.

И пошла дальше, искать красные ягоды лесной землянички.

«Оранжевая история»

Взяла Долька оранжевый квадрат и тут-же наступила осень, и девочка пошла в лес за оранжевыми листьями.

Навстречу ей попались деревья — с листьями похожими на золотые монетки, с красными листьями снизу доверху и дерево с пока ещё зелёными листьями.

(Дети украшают деревья листьями)

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в лесу разложили огромный костёр. Девочка подошла к дереву.

- Здравствуй, Каштан!

- Здравствуй! — прошелестел каштан, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю.

- Это мне? — спросила девочка.

- Тебе - снова зашелестел Каштан, и снова каштановые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

- Спасибо, - сказала Долька. — Но зачем ты роняешь красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.

- Я готовлюсь к зиме, - ответил Каштан. — Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.

И снова каштановые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку оранжевых каштановых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у Дольки, казалось, сияет оранжевое летнее солнце.

«Жёлтая история»

Однажды девочка Долька взяла жёлтый квадрат и пошла на полянку за цветами и увидела Солнышко.

Гимнастика для глаз.

Солнышко слева, солнышко справа,

Солнышко село, солнышко встало.

Утром солнышко высоко встаёт,

к вечеру лучики к низу кладёт.

Солнце было жёлтое, весёлое, тёплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов ещё не было. Девочка посмотрела и сказала:

- Солнышко, Солнышко, ведь уже весна, я надела своё жёлтое пальто с жёлтым капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

- Сейчас будут, - ответило Солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню жёлтых цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как жёлтые лучи.

- Знаешь, как они называются? - спросило Солнце у Дольки.

- Знаю, - отвечала девочка. — Одуванчики!

Солнышко улыбнулось.

- А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы, даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

- Эти цветы злые? — спросила девочка. — Ведь в сказках все мачехи злые.

- Нет, - ответило Солнце, - мать-и-мачеха – добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы.

- А другая холодная и блестящая - как у мачехи из злых сказок, - подсказала Долька.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок ещё одну горсть жёлтых цветов.

«Зелёная история»

На этот раз Долька взяла зеленый квадрат, её сарафан сразу стал зелёным, и пошла в лес. А в лесу всё было зелёное-презелёное. И деревья были зелёные, и кусты были зелёные, даже вода в маленькой луже и та была зелёная.

Девочке очень хотелось поймать зелёного лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зелёный сарафан с зелёным кармашком, он ничуть меня не испугается.

Так оно и было, Зелёный лягушонок вылез из зелёной лужи, в которой отражались зелёные листья деревьев и зелёной травинки, и ничуть не испугался девочки в зелёном сарафане.

- Ква! — удивился он. Какое смешное зелёное деревце выросло возле моей лужи.

Тут Дольке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только — лягушонок принял её за дерево. Она засмеялась и сказала:

- Я вовсе не дерево!

Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слышал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И бултых обратно в лужу.

«Голубая история»

Взяла Долька голубой квадрат. И всё стало голубым вокруг : и голубое небо, и голубая речка, и голубые стрекозы. А на берегу голубой речки росли голубые незабудки.

- Стрекоза! — крикнула Долька той стрекозе, у которой были совершенно голубые и совершенно прозрачные крылья.

Голубая стрекоза сразу поняла, что девочка зовёт именно её. Она опустилась вниз и присела на голубую незабудку.

- Посади меня к себе на спинку, давай полетаем, - попросила Долька.

Стрекоза усмехнулась в ответ:

- Разве у меня хватит сил? Ты слишком велика.

- А если я стану маленькой, тогда полетаем?

- Тогда полетаем, - ответила голубая стрекоза.

Долька шепотом сказала волшебные слова:

-Тили - тили - бом! - И тут же стала меньше своего мизинца.

- Садись, - велела ей стрекоза и подставила спинку. И они полетели. Быстро — быстро! Ведь стрекозы летают быстрее всех на свете. И через секунду их не было видно. Ведь над ними было голубое небо, у стрекозы были голубые крылья, а на девочке был голубой сарафан, да ещё с голубыми кармашками.

Они летели так долго, пока девочка, не сказала:

- Я хочу домой! Мы не заблудились?

- Нет, - отвечала ей стрекоза. Разве ты не знаешь, что у нас, стрекоз, два огромных глаза и в каждом много тысяч маленьких зорких глазков? И ещё есть такие глаза, которые видят, что делается внизу. Тут девочка и стрекоза опустились на берег голубой реки, где росли голубые незабудки. А оттуда до дома было рукой подать!

«Синяя история»

Трудно пришлось Дольке, когда ей захотелось попасть в «Синюю историю», ведь для этого нужно было побывать у синего моря. А синее море очень далеко, добраться к нему не так-то просто. Вот тут-то она и вспомнила про синий квадрат. Взяла она синий квадрат и отправилась в путь.

А надо сказать, что за домом, в котором она жила, в овраге протекал ручеёк, и был он совершенно синий. Долька спросила ручеё к:

- Донесёшь ли ты меня до синего моря?

- Донесу, - прожурчал ручеёк, - только тебе нужно сложить лодочку.

(Дети из двухцветного квадрата складывают лодочку)

- А тебе не трудно будет? — снова спросила Долька.

- Мне помогут другие ручьи, - прожурчал в ответ ручей и понёс лодку с девочкой вниз по течению.

В этот ручей влился ещё один, побольше. Понемногу всё новые ручьи и реки вливались в тот ручей, куда Долька спустила свою лодочку. И ручей превратился в полноводную реку.

Наконец девочка увидела перед собой синее море. Оно было такое красивое и блестящее!

- Ты очень большое и глубокое? - спросила девочка.

Но море ей ничего не ответило. Оно было слишком большое и слишком глубокое, чтобы услышать голос Дольки. И тут она заметила грустного Краб-Крабыча.

- Что случилось, почему ты грустишь? – Спросила Долька.

- Море размыло мои рисунки, а я так люблю рисовать. Что мне делать?

- Не грусти, Краб-Крабыч, мы с ребятами тебе поможем.

(дети берут «Игровизоры», маркеры и дорисовывают геометрические фигуры)

- Спасибо, вам ребята, - сказал краб. –Вот вам волшебный синий камушек. С его помощью вы вернетесь домой.

- Какой синий и какой красивый! – Сказала Долька, и чтобы не потерять его, скорее положила синий камешек в синий карман синего сарафанчика. И что же? Она сразу оказалась дома! Вернее, у того ручья, который журчал на дне оврага около их забора.

- Ты, что волшебный? – спросила Долька у камешка, вынув его из кармана.

А камешек вдруг соскользнул с её ладони — и в ручей! И девочка его не нашла. Ведь камешек был очень синий, и ручей в овраге тоже очень синий.

«Фиолетовая история»

Утром Долька посмотрела в окно, увидела, что из-за леса ползёт фиолетовая туча, и подумала: «Скоро пойдёт дождик!». Ей очень захотелось взглянуть на те большие фиолетовые колокольчики, которые растут за полем возле соснового бора: правда или неправда, что в их чашечках прячутся от дождя разные мошки-букашки?

Девочка взяла фиолетовый квадратик, фиолетовый зонтик, надела фиолетовый плащ и вышла на улицу. И тут начался дождик.

- Ого, сколько вас тут! – воскликнула Долька, прибежав к фиолетовым колокольчикам на опушке соснового бора. — Посмотрю, что делается у вас в фиолетовых чашечках.

- Посмотри, - шепнул тот фиолетовый колокольчик, к которому она склонилась, - только не вспугни мошек-букашек.

- Значит, так и есть! - обрадовалась Долька, - значит правда, что они прячутся здесь от дождя! Но почему?

- В наших фиолетовых чашечках тепло и сухо. Взгляни — увидишь!

Девочка не поленилась и заглянула в один фиолетовый колокольчик, в другой, третий. В каждом притаились и мошки, и букашки, и разные другие мелкие насекомые.

- Правда! - сказала Долька. - Прячутся от дождя. А потом она увидела под соснами кустики черники. И на каждом была уйма фиолетовых ягод. А на каждой ягодке блестела капля дождя.

Когда Долька под мокрым фиолетовым зонтиком вернулась домой, всё у неё было фиолетовым: и пальцы, и ладони, и губы, и зубы, и даже щёки. Почему? Да потому что Долька не удержалась и попробовала вкусные фиолетовые ягодки черники.

«Белая история»

Утром Долька проснулась и взяла белый квадратик, и в комнате стало необыкновенно светло. Она подбежала к окну и ахнула.

За окном всё было белым. Ночью выпал первый снег и покрасил всё вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковёр лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки. Долька быстро оделась и побежала на двор. Из белого снега она слепила белую снежную бабу!

И только глаза у снежной бабы были чёрными, а нос — красный.

А ещё Долька вспомнила, что скоро наступит Новый год. И что всем жителям надо разослать приглашения на праздник и приготовить подарки. И мы с вами, ребята, поможем приготовить Дольке подарки. А какой Новый год без Ёлки?

(Дети из «Цветных льдинок» выкладывают ёлочку, а из «Чудо-сотов 1» подарки для гостей.)

Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зелёной, а вот листья на деревьях уже покраснели и пожелтели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые каштановые листья, принесённые ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головкам от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она было яркой, разноцветной. Долька хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась. Долька очень расстроилась, но в это время трава у её ног зашевелилась, и её окружили крошечные гномики. Девочка посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый — и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга.

(Дети называют Радужных гномиков)

Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбежались в разные стороны. Долька помахала им рукой и пошла домой. Дома она нарисовала букет разноцветных цветов.

Публикации по теме:

Фотоотчет о моделировании игровых ситуаций для повторения правил безопасного поведения дошкольников на дорогеФотоотчет о моделировании игровых ситуаций для повторения правил безопасного поведения дошкольников на дороге .

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Картотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности Ситуация №6 "Телефонный звонок". В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Актуальность темы. Маленькие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
Опубликовано: 19 октября 2024 в 16:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Новак (УИ 110006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД