Получи документы

Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром

Ольга Новак
Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Цель:

Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций и ознакомление дошкольников с окружающим миром с помощью предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» и логико-математических игр В. В. Воскобовича.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале логико-математических игр В. В. Воскобовича;

Публикация «Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» размещена в разделах

2. Формировать умение создавать заданные образы с помощью игр В. В. Воскобовича: «Чудо соты-1», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Игровизор».

3. Закрепить знания геометрических фигур, цвет и навыки в количественном счете.

4. Развивать пространственные представления, зрительно – моторную координацию, произвольное внимание.

5. Стимулировать желание прийти на помощь.

Сказка

В некотором царстве, в цветном государстве…

стоял волшебный, загадочный лес. А как он назывался? А кто в нем жил, тот и знал. А называли его жители Фиолетовый лес. И попадали там герои в разные истории. А ещё жила в этом лесу девочка. А как её звали? Кто звал, тот и знал. И мы конечно узнали её – это Долька! И все любили её. Она была очень добрая и всегда приходила на помощь всем, кто попадал в беду. Вот как - то подарили ей друзья волшебные разноцветные квадраты. И стали происходить в Фиолетовом лесу чудеса.

«Красная история»

Однажды взяла Долька красный квадрат и все вокруг стало красным. Наступило лето. На лесной опушке выросли рядом красный Мухомор и красная Земляника. И они о чем-то спорили.

- Ты только взгляни, какой я видный и красивый! — Говорил Мухомор. — А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.

- Но я ведь вкусная и очень сладкая, - отвечала Земляника (а голос-то у неё и правда был совсем тихий, еле слышный) — и ещё я очень полезная, - прибавила она уже шёпотом. И ещё сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.

- Может, и я очень сладкий, очень вкусный! - И задрал вверх красную шляпку с белыми крапинками Мухомор.

Тут на лесную опушку прибежала Долька в красном сарафане и с красными кармашками.

- Ой! — воскликнула она. - Земляника! Уже поспела! А какая красная!

Она присела на корточки, сорвала ягоды.

- Ну, - подумал мухомор, - сейчас она и меня увидит.

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

- Ядовитый гриб! Их нельзя даже руками трогать.

И пошла дальше, искать красные ягоды лесной землянички.

«Оранжевая история»

Взяла Долька оранжевый квадрат и тут-же наступила осень, и девочка пошла в лес за оранжевыми листьями.

Навстречу ей попались деревья — с листьями похожими на золотые монетки, с красными листьями снизу доверху и дерево с пока ещё зелёными листьями.

(Дети украшают деревья листьями)

И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело оранжевым огнём, будто в лесу разложили огромный костёр. Девочка подошла к дереву.

- Здравствуй, Каштан!

- Здравствуй! — прошелестел каштан, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю.

- Это мне? — спросила девочка.

- Тебе - снова зашелестел Каштан, и снова каштановые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.

- Спасибо, - сказала Долька. — Но зачем ты роняешь красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.

- Я готовлюсь к зиме, - ответил Каштан. — Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.

И снова каштановые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку оранжевых каштановых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.

Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у Дольки, казалось, сияет оранжевое летнее солнце.

«Жёлтая история»

Однажды девочка Долька взяла жёлтый квадрат и пошла на полянку за цветами и увидела Солнышко.

Гимнастика для глаз.

Солнышко слева, солнышко справа,

Солнышко село, солнышко встало.

Утром солнышко высоко встаёт,

к вечеру лучики к низу кладёт.

Солнце было жёлтое, весёлое, тёплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов ещё не было. Девочка посмотрела и сказала:

- Солнышко, Солнышко, ведь уже весна, я надела своё жёлтое пальто с жёлтым капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

- Сейчас будут, - ответило Солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню жёлтых цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как жёлтые лучи.

- Знаешь, как они называются? - спросило Солнце у Дольки.

- Знаю, - отвечала девочка. — Одуванчики!

Солнышко улыбнулось.

- А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы, даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

- Эти цветы злые? — спросила девочка. — Ведь в сказках все мачехи злые.

- Нет, - ответило Солнце, - мать-и-мачеха – добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы.

- А другая холодная и блестящая - как у мачехи из злых сказок, - подсказала Долька.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок ещё одну горсть жёлтых цветов.

«Зелёная история»

На этот раз Долька взяла зеленый квадрат, её сарафан сразу стал зелёным, и пошла в лес. А в лесу всё было зелёное-презелёное. И деревья были зелёные, и кусты были зелёные, даже вода в маленькой луже и та была зелёная.

Девочке очень хотелось поймать зелёного лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зелёный сарафан с зелёным кармашком, он ничуть меня не испугается.

Так оно и было, Зелёный лягушонок вылез из зелёной лужи, в которой отражались зелёные листья деревьев и зелёной травинки, и ничуть не испугался девочки в зелёном сарафане.

- Ква! — удивился он. Какое смешное зелёное деревце выросло возле моей лужи.

Тут Дольке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только — лягушонок принял её за дерево. Она засмеялась и сказала:

- Я вовсе не дерево!

Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слышал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И бултых обратно в лужу.

«Голубая история»

Взяла Долька голубой квадрат. И всё стало голубым вокруг : и голубое небо, и голубая речка, и голубые стрекозы. А на берегу голубой речки росли голубые незабудки.

- Стрекоза! — крикнула Долька той стрекозе, у которой были совершенно голубые и совершенно прозрачные крылья.

Голубая стрекоза сразу поняла, что девочка зовёт именно её. Она опустилась вниз и присела на голубую незабудку.

- Посади меня к себе на спинку, давай полетаем, - попросила Долька.

Стрекоза усмехнулась в ответ:

- Разве у меня хватит сил? Ты слишком велика.

- А если я стану маленькой, тогда полетаем?

- Тогда полетаем, - ответила голубая стрекоза.

Долька шепотом сказала волшебные слова:

-Тили - тили - бом! - И тут же стала меньше своего мизинца.

- Садись, - велела ей стрекоза и подставила спинку. И они полетели. Быстро — быстро! Ведь стрекозы летают быстрее всех на свете. И через секунду их не было видно. Ведь над ними было голубое небо, у стрекозы были голубые крылья, а на девочке был голубой сарафан, да ещё с голубыми кармашками.

Они летели так долго, пока девочка, не сказала:

- Я хочу домой! Мы не заблудились?

- Нет, - отвечала ей стрекоза. Разве ты не знаешь, что у нас, стрекоз, два огромных глаза и в каждом много тысяч маленьких зорких глазков? И ещё есть такие глаза, которые видят, что делается внизу. Тут девочка и стрекоза опустились на берег голубой реки, где росли голубые незабудки. А оттуда до дома было рукой подать!

«Синяя история»

Трудно пришлось Дольке, когда ей захотелось попасть в «Синюю историю», ведь для этого нужно было побывать у синего моря. А синее море очень далеко, добраться к нему не так-то просто. Вот тут-то она и вспомнила про синий квадрат. Взяла она синий квадрат и отправилась в путь.

А надо сказать, что за домом, в котором она жила, в овраге протекал ручеёк, и был он совершенно синий. Долька спросила ручеё к:

- Донесёшь ли ты меня до синего моря?

- Донесу, - прожурчал ручеёк, - только тебе нужно сложить лодочку.

(Дети из двухцветного квадрата складывают лодочку)

- А тебе не трудно будет? — снова спросила Долька.

- Мне помогут другие ручьи, - прожурчал в ответ ручей и понёс лодку с девочкой вниз по течению.

В этот ручей влился ещё один, побольше. Понемногу всё новые ручьи и реки вливались в тот ручей, куда Долька спустила свою лодочку. И ручей превратился в полноводную реку.

Наконец девочка увидела перед собой синее море. Оно было такое красивое и блестящее!

- Ты очень большое и глубокое? - спросила девочка.

Но море ей ничего не ответило. Оно было слишком большое и слишком глубокое, чтобы услышать голос Дольки. И тут она заметила грустного Краб-Крабыча.

- Что случилось, почему ты грустишь? – Спросила Долька.

- Море размыло мои рисунки, а я так люблю рисовать. Что мне делать?

- Не грусти, Краб-Крабыч, мы с ребятами тебе поможем.

(дети берут «Игровизоры», маркеры и дорисовывают геометрические фигуры)

- Спасибо, вам ребята, - сказал краб. –Вот вам волшебный синий камушек. С его помощью вы вернетесь домой.

- Какой синий и какой красивый! – Сказала Долька, и чтобы не потерять его, скорее положила синий камешек в синий карман синего сарафанчика. И что же? Она сразу оказалась дома! Вернее, у того ручья, который журчал на дне оврага около их забора.

- Ты, что волшебный? – спросила Долька у камешка, вынув его из кармана.

А камешек вдруг соскользнул с её ладони — и в ручей! И девочка его не нашла. Ведь камешек был очень синий, и ручей в овраге тоже очень синий.

«Фиолетовая история»

Утром Долька посмотрела в окно, увидела, что из-за леса ползёт фиолетовая туча, и подумала: «Скоро пойдёт дождик!». Ей очень захотелось взглянуть на те большие фиолетовые колокольчики, которые растут за полем возле соснового бора: правда или неправда, что в их чашечках прячутся от дождя разные мошки-букашки?

Девочка взяла фиолетовый квадратик, фиолетовый зонтик, надела фиолетовый плащ и вышла на улицу. И тут начался дождик.

- Ого, сколько вас тут! – воскликнула Долька, прибежав к фиолетовым колокольчикам на опушке соснового бора. — Посмотрю, что делается у вас в фиолетовых чашечках.

- Посмотри, - шепнул тот фиолетовый колокольчик, к которому она склонилась, - только не вспугни мошек-букашек.

- Значит, так и есть! - обрадовалась Долька, - значит правда, что они прячутся здесь от дождя! Но почему?

- В наших фиолетовых чашечках тепло и сухо. Взгляни — увидишь!

Девочка не поленилась и заглянула в один фиолетовый колокольчик, в другой, третий. В каждом притаились и мошки, и букашки, и разные другие мелкие насекомые.

- Правда! - сказала Долька. - Прячутся от дождя. А потом она увидела под соснами кустики черники. И на каждом была уйма фиолетовых ягод. А на каждой ягодке блестела капля дождя.

Когда Долька под мокрым фиолетовым зонтиком вернулась домой, всё у неё было фиолетовым: и пальцы, и ладони, и губы, и зубы, и даже щёки. Почему? Да потому что Долька не удержалась и попробовала вкусные фиолетовые ягодки черники.

«Белая история»

Утром Долька проснулась и взяла белый квадратик, и в комнате стало необыкновенно светло. Она подбежала к окну и ахнула.

За окном всё было белым. Ночью выпал первый снег и покрасил всё вокруг в белый цвет. Пушистый белый ковёр лежал на земле, мохнатые белые шапки нахлобучили деревья. Белыми платками покрылись крыши домов. Посреди двора на белом снегу сидел белый-белый кот. А в воздухе кружились белые снежинки. Долька быстро оделась и побежала на двор. Из белого снега она слепила белую снежную бабу!

И только глаза у снежной бабы были чёрными, а нос — красный.

А ещё Долька вспомнила, что скоро наступит Новый год. И что всем жителям надо разослать приглашения на праздник и приготовить подарки. И мы с вами, ребята, поможем приготовить Дольке подарки. А какой Новый год без Ёлки?

(Дети из «Цветных льдинок» выкладывают ёлочку, а из «Чудо-сотов 1» подарки для гостей.)

Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По голубому небу плыли белые облака. Трава была ещё зелёной, а вот листья на деревьях уже покраснели и пожелтели. На дорожках стояли синие лужи. В одной луже плавали оранжевые каштановые листья, принесённые ветром. Вдоль дорожки росли фиолетовые астры. Они качали головкам от ветра. Вдруг в небе появилась радуга. Она было яркой, разноцветной. Долька хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась. Долька очень расстроилась, но в это время трава у её ног зашевелилась, и её окружили крошечные гномики. Девочка посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый — и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга.

(Дети называют Радужных гномиков)

Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбежались в разные стороны. Долька помахала им рукой и пошла домой. Дома она нарисовала букет разноцветных цветов.

Публикации по теме:

Фотоотчет о моделировании игровых ситуаций для повторения правил безопасного поведения дошкольников на дорогеФотоотчет о моделировании игровых ситуаций для повторения правил безопасного поведения дошкольников на дороге .

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возрастаИспользование сенсорных коробок для ознакомления с окружающим миром детей раннего возраста Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Картотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности Ситуация №6 "Телефонный звонок". В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром
Опубликовано: 19 октября 2024 в 16:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Новак (УИ 110006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД