Сикорская Наталья
Использование игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» для развития словообразовательных умений
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В. В. ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»
КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Одним из важных направлений речевого развития детей дошкольного возраста является развитие словообразовательных умений. Грамматическая стороны речи является важной составляющей процесса социализации, так как она существенно влияет на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации.
Публикация «Использование игровой технологии В, В, Воскобовича „Сказочные лабиринты игры“ для развития словообразовательных умений» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей усвоение грамматического строя речи происходит самостоятельно посредством подражания речи взрослого. Каждой грамматической форме в языке присуще общее, абстрактное значение. Для того чтобы ребенок смог овладеть грамматическими закономерностями языка, необходим достаточно высокий уровень развития умения анализировать, обобщать, дифференцировать, а также сформированность абстрактно - логического мышления.
Одним из направлений работы в ДОУ по усвоению грамматического строя речи дошкольниками является развитие у них словообразовательных умений. Словообразование представляет собой образование производных и сложных на основе однокоренных или новых слов, которое осуществляется в соответствии с имеющимися в языке словообразовательным моделям и схемам, через аффиксацию, словосложение, конверсию, аббревиацию и др.
Мы активно применяем возможности игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в процессе развития словообразовательных умений у дошкольников. Игры В. В. Воскобовича достаточно легко включить в образовательный процесс ДОУ, в том числе при работе со словообразованием. Игры помогают создать проблемные ситуации, решить логические задачи, использовать сюрпризные моменты, развертывать игры - драматизации. Благодаря занимательности игру у дошкольников формируется интерес, любознательность, самостоятельность, инициативы, наблюдательность.
Например, для формирования умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами предлагается игровое упражнение «Околесик и маленькая - большая семья». Воспитатель говорит о том, что у них сегодня в гостях Околесик, который пришел с просьбой – разобраться, почему что - то маленькое, а что - то большое и как назвать. На коврографе педагог раскладывает различные предметы, членов семьи, и просит детей подсказать Околесику, как это можно назвать. К примеру: перед нами дом, в котором живет семья, а рядом стоит маленький дом. Как его назвать? – домик. Используются такие слова как : портрет – портретик, ключ – ключик, сестра – сестренка, сестричка, брат – братик, окно – окошко, стул – стульчик, стол – столик и т. д.
Игровое упражнение «Долька учится готовить салаты» помогает сформировать у дошкольников умение образовывать прилагательные от существительных. Оно предполагает, что воспитатель знакомит детей с Долькой, говорит, что она маленькая девочка, многого не знает. Например, не знает, какие салаты мы можем приготовить у себя дома. Может быть подскажем ей? Какой салат можно приготовить из свеклы, капусты, моркови, огурцов, лука и т. д.
Для формирования умения образовывать сравнительную степень прилагательных, предложена игра «Пчелка Жужа и ее красивый улей». В ней воспитатель говорит, что пчелка Жужа хочет украсить свой дом, но у нее ничего не получается. Она постоянно недовольна, давайте вместе скажем, чем она недовольна: У нее мягкая подушка, а она хочет, чтобы она была еще мягче. У нее широкая кровать, а она хочет, чтобы она была еще шире. Легкое одеяло, а она хочет, чтобы оно было еще легче.