Елена Решетова
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Цель: представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Ход выступления
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами.
Публикация «Использование игрового набора „Дары Фребеля“ в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Для того чтобы начать нашу встречу, предлагаю вам поприветствовать друг друга.
1. Упражнение «Приветствие»
Участники передают друг другу мешочек с фигурами из набора «Дары Фребеля»
(2 зеленых круга, 2 синих треугольника, 2 белых квадрата, 2 желтых полукруга, 2 оранжевых треугольника, достают одну фигуру и на первый звук в ее названии стоящему справа от него, называют слова-комплимент.
Например, красный полукруг - привлекательная и креативная;
синий треугольник-сильная и трогательная;
белый квадрат - бережливая, коммуникабельная или бескорыстная и компетентная, компромиссная;
зеленый круг - заботливая, застенчивая капризная;
желтый полукруг - жизнерадостная, живая, желанная и подвижная, преданная, принципиальная;
оранжевый треугольник - общительная, ответственная, оригинальная, остроумная и трудолюбивая, тщательная, точная и т. д.
Затем, предлагаю найти себе пару, у которого есть такая же фигура и занять места.
1 часть ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
Тема мастер-класса : «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
Цель и задачи:
познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
- показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы и ведущим видом деятельности для них является игра.
Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель. Он признал ценность детской игры.
По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе», - говорил Ф. Фребель.
А также он придумал развивающие игры и создал образовательные материалы для детей, которые впоследствии получили его имя «Дары Фребеля».
Что представляет собой комплект «Дары Фребеля»?
«Дары Фребеля" – это игровой комплект, который создан по методике Фребеля. В него входят 14 модулей, каждый находится в отдельной коробочке и специально маркирован:
1) «Шерстяные мячики» разного цвета на ниточках;
2) «Основные тела»;
3) «Куб из кубиков» (кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т. д.);
4) «Куб из брусков» (такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
5) «Кубики из призмы» (куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части) ;
6) «Кубики, столбики, кирпичики» (кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части);
7) «Цветные фигуры» (включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники);
8) «Палочки» (включает в себя деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные);
9) «Кольца и полукольца» ( включает кольца и полукольца трех типоразмеров : малые, средние и большие ; шести разных цветов и неокрашенные);
10) «Фишки» (включает фишки, деревянные кружки, обозначающие точки);
11) «Цветные тела» ( включает цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр, имеющие отверстия для нанизывания на шнурок);
12) «Мозаика. Шнуровка» (включает мозаичное поле 10/10 ячеек, деревянные фишки на ножке 6 цветов и 6 шнурков разного цвета);
13) «Башенки» (включает треугольные призмы и полуцилиндры,а также кубы с вырезом под цилиндр);
14) «Арки и цифры» (включает криволинейные фигуры)
Актуальность
- способствуют решению задач в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- являются составной частью предметно-пространственной образовательной среды;
- являются мобильным методическим комплектом, который позволяет корректировать ход игры под желание и возможность ребенка;
- легко согласовываются с общеобразовательными программами; любыми дидактическими играми и методическими разработками;
- легко применим, эстетичен (использованы краски насыщенных цветов, интересен, занимателен, универсален (могут играть дети от 6 месяцев до 7 лет);
- изготовлен из экологически чистого, качественного натурального материала (дерева и хлопка);
–- способствует эффективному усвоению программного материала (отмечается положительная динамика в развитии ребенка);
- помогает интегрировать задачи с разными образовательными областями, решая одновременно познавательные, коммуникативные и другие задачи.
Практическая значимость игрового набора «Дары Фрёбеля» :
-во –первых, расширяет представление детей о геометрических фигурах, цвете, форме, их свойствах;
-во-вторых, развивает мыслительные операции: синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения; зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику;
- в-третьих, ребенок, играя с «дарами», выполняет различные действия с ними (трогает, выкладывает и т. д., получая при этом приятные тактильные ощущения, которые даже гиперактивных, легко возбудимых детей успокаивает и отвлекает на некоторое время, а также успешно усваивает знания;
-в-четвертых, ребенок может преобразовывать, дополнять, изменять, развивая творческое воображение, и формируя уверенность;
-в-пятых, дети с низкой мотивацией, познавательной активностью, любознательностью, неуверенностью, со слабой мелкой моторикой активно, с интересом занимаются;
в –шестых позволяет очень много придумывать и проводить игр и опытов, изучая свойства, признаки, расширяя кругозор у ребенка;
-в- седьмых, воспитывает коммуникативные качества, учит свободному общению со взрослыми и детьми.
Таким образом, «Дары Фребеля» - это современная эффективная и уникальная технология, которая успешно развивает интеллектуальные, познавательные, игровые, коммуникативные и личностные способностей у детей с ОВЗ.
Занятия с детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые (2-4 детей) и групповые (до 8 человек, зависимости от индивидуальных психологических особенностей ребенка и поставленных коррекционно-развивающих задач.
На мастер-классе будут представлены игры и упражнения с использованием 4 модулей : «Цветные фигуры» №7, «Палочки» №8, «Кольца и полукольца» №9 и «Фишки» №10 в работе с детьми.
Модуль № 7 «Цветные фигуры» - 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги и квадраты разного цвета.
Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, группировка по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму, способствовать развитию мышления и воображения, научить детей строить сложные фигуры, используя простые формы.
Модуль № 8 «Палочки» - 6 наборов палочек разной длины разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и группировка фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму.
СЛАЙД 8
Модуль № 9 «Кольца и полукольца» - кольца и полукольца 3-х разных размеров разного цвета.
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.
Модуль №10 «Фишки» - фишки разного цвета.
Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности
2 часть: ПРАКТИЧЕСКАЯ:
Уважаемые коллеги, многие игры и упражнения вам будут знакомы, но «Новое — это хорошо забытое старое!» — гласит старая известная поговорка, и это не случайно. Все предложенные задания будем выполнять в парах, с опорой на наглядность и по словесной инструкции.
Предлагаю отправиться в путешествие в страну «Даров Фребеля».
А чтобы узнать, на чем будет проходить наше путешествие, надо отгадать загадку и отгадку выложить из фигур (используем модуль №8).
1. Д/и «Отгадай загадку и выложи отгадку»
Задачи: развивает внимание, память, мышление, воображение, расширяет представление о величине, кругозор.
Содержание игры:
-Дым пускает над водой,
Домик с белою трубой.
Он пыхтит почти, как чайник,
Капитан на нем начальник. (пароход)
- Показываю картинку – схему парохода и предлагаю ее запомнить, убираю, участники по памяти выкладывают с помощью игрового набора «Палочки» пароход на белом листе, затем идет сравнение с образцом.
Варианты работы:
- совместно с педагогом рассматривает образец и определяет, что на нем изображено;
- ребенок называет фигуры, имеющие на образце, их цвет, величину, размер, форму;
- совместно с педагогом выкладывают эту картинку;
- по памяти самостоятельно воспроизводят этот предмет.
2. Д/и «Чего не хватает?» (модуль №7, 9, 10)
Задачи: развивает фантазию, творческое воображение, расширяет кругозор.
Содержание игры: Участники дополняют фигурами, таким образом создавая сюжет (волны, птицы, облака, солнце).
3. Игра «Корабль»
Задачи: развивает сенсорные и познавательно-исследовательские навыки, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками (коммуникативные умения, пространственные отношения.
Содержание игры: каждая пара участников, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигуры из тарелочки- на «палубе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигуры - рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист горизонтально - это палуба вашего парохода:
- положите на середину листа круг фиолетового цвета,
- над фиолетовым кругом – зеленый круг,
-справа от зеленого круга – красный круг
под фиолетовым кругом – фиолетовый квадрат,
-справа от фиолетового квадрата – желтый круг,
-слева от фиолетового круга – желтый квадрат,
-под желтым квадратом – синий круг. После выполнения задание беседа с ребенком.
4. Игра" Волшебный круг"(физминутка)
Задача: развитие сенсорных навыков, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности, умение сотрудничать.
Содержание игры : Педагоги выбирают по одной фигуре, и становятся в круг. Каждый перед собой кладет по одной фигуре. Под музыку передвигаются по кругу или в рассыпную по группе и по сигналу возвращается к своей фигуре. Проигрывает то, кто забыл у какой фигуры стоял, выходит из игры
Игры на развитие психических процессов (память, внимание, мышление) :
Вариантов у этих игр несколько:
5. Д/и «Чего не стало?», Д/и «Что изменилось?», Д / и «Запомни и разложи по порядку»
Задачи: развивает память, внимание, закрепляет сенсорные навыки;
Содержание игры:
1. Педагог выкладывает на столе от 6 до 8 фигур и предлагает ребенку внимательно посмотреть и запомнить их. Затем одну убирает, а ребенок отгадывает, какой фигуры не стало.
2. Педагог меняет 2 фигуры местами, а ребенок называет те фигуры, которые поменяли местами.
3. Педагог перемешивает все фигуры, а затем предлагает ребенку разложить их так, как было вначале.
6. Игры на развитие внимания, мышления (модуль №7)
Д/и «Собери бусы», «Продолжи ряд»,
Задачи:
Формировать умение находить закономерность в расположении фигур, работать по схеме; располагать фигуры в определенной последовательности; развивать мелкую моторику, внимание, мышление, умение действовать по образцу и по словесной инструкции.
Оборудование: полоски с изображением трех геометрических фигур, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: Предлагаю участникам мастер-класса продолжить ряд следующим образом:
Положите на стол 2 красных фишки, 1 желтая фишка, 3 синих фишки и 1 желтого цвета цвета. Педагог предлагает продолжить ряд…
В конце беседа:
- Сколько всего фигур и т. д?
- Сколько красных, синих и т. д. ?
- Уберите только синие фигуры и т. д. ?
7. «Д/и «Что лишнее?»
Задачи:
развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать по одному признаку.
Содержание игры: Три картинки относятся к одной группе, а четвертая – к другой группе. Участники называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.
8. Игры «Золушка», «Найди свой домик»
Задачи: Учить детей сравнивать предметы по основным и оттеночным цветам. Закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова … развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Оборудование: геометрические фигуры из набора №7, карточки – домики с геометрическими фигурами.
Содержание игры:
Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
9. Д/и «Найди, что потерялось»
Задачи:
Закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление, закреплять знание основных цветов и форм, устанавливать последовательность, развивать математические способности, воспитывать умение самостоятельно выполнять задания, переносить освоенный способ выполнения на аналогичное задание.
Оборудование:
Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры:
Ребенку предлагается карточка, которая разбита на 9 окошек. В восьми окошках расположены геометрические фигуры разного цвета, а одно пустое. Ребенку нужно выбрать определенную геометрическую фигуру, определенного цвета, чтобы заполнить пустое окно. Но по горизонтали и по вертикали фигуры не должны повторятся формой и цветом.
10. Д/и «Каждой фигуре свое место»
Задачи: закреплять сенсорные навыки, развивать мелкую моторику, графическую деятельность, усидчивость, внимание
Оборудование:
Карточки-схемы, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры:
Предлагаются карточки, на которых расположены слева в столбик геометрические фигуры, а справа пустые окошки. Между квадратами проведены линии. Участникам нужно заполнить пустые окошки геометрическими фигурами в соответствии с их формой и цветом. Соблюдая правило, не отведя палец от линии.
11. Игра «Букет»
Задачи: развивает сенсорные и познавательно-исследовательской способности, восприятие, мышление, воображение, внимание, память, усидчивость, коммуникативные навыки.
Содержание игры:
Предлагаю придумать букеты для своих любимых воспитателей.
«Кто соберёт больше всех цветов. Но цветы должны быть собраны в специальные букеты».
Каждая команда (пара участников) составит специальный букет из трёх «цветков» - фигур. Все три фигуры должны быть отличаться по двум признакам, по цвету и форме. Например, ПОКАЗ.
Задачи: - Какие КРАСИВЫЕ букеты вы сделали! Подарите их своим педагогам, сложив обратно в тарелочки.
12. Д/и «Волшебный мешочек» или «Узнай наощупь»
Задачи:
Содержание игры:
На столике лежат различные фигуры (квадрат, полукольца, палочки, кольца и т. д.) :
- Посмотрите на эти предметы (показ на столик с предметами).
- Назовите их (называют) и постарайтесь запомнить их.
- Я спрятала некоторые фигуры в мешочек.
необходимо найти эти фигуры наощупь, рассказать какой (длинный или короткий, круглый и т. д., а потом назвать и показать его, затем передать мешочек другому участнику.
А также в работе по обучению детей грамоте :
- при проведении звукового анализа слова (Модуль «Цветные фигуры» и составлении предложений по схеме (Модуль «Палочки»).
III часть заключительная «Обратная связь»
Наше путешествие в игровую страну «Даров Фрёбеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и построить звездочку:
Красная - будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе.
Синяя - будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома.
Желтая – информацию необходимо переработать, принять к сведению.