Ольга Брякунова
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми ОВЗ в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время растет количество детей с нарушением речи. Нарушения становятся сложнее, причины разнообразнее. Ребенку с ОВЗ необходимо значительно больше стимулов, нетрадиционные методы и приемы, способные создать интерес к совместной деятельности с первых минут и удерживающие этот интерес на всем её протяжении.
В своей работе, я постоянно нахожусь в поиске новых современных технологий и методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий (это дети с ЗПР, дети с УО, дети с РАС, дети с ТНР и др). Одной из таких технологий является «Дары Фребеля», которую разработал немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фрёбеля». Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ОВЗ как воспитатель, большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Все действия детей во время занятий соединяю со словом. Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт.
Публикация «Использование игрового набора „Дары Фребеля“ в работе с детьми ОВЗ в ДОО» размещена в разделах
В работе с детьми своей группы у которых наблюдается нарушение речи, я использую такие игры :
Дидактическая игра «Сборщики»
Возраст от 4 лет
Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Используемые материалы : наборы № 3, 4, 8, 9, J1, J2
Ход игры: Мелкие детали наборов разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на пары и берутся за руки (один-левой, другой-правой). По сигналу ведущего каждая пара должна собрать как можно больше предметов, действуя только свободными руками.
Модификация игры: дети собирают детали по заданному признаку (например, по форме или цвету)
Дидактическая игра «Умею – не умею»
Возраст от 4 лет
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, развитие грамматически правильной речи.
Используемые материалы : Набор №1
Ход игры: Воспитатель бросает мяч и произносит: «Я умею…» или «Я не умею…» Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он что-то умеет или не умеет. Например, «Я умею смотреть, так как у меня есть глаза». Или «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Дидактическая игра «Вязаные мячики»
Возраст от 4 лет
Цель: Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития ориентации в пространстве, развития сенсорных способностей, закрепления пространственных представлений: «право», «лево», «верх», «низ», «сзади»,» спереди».
Используемые материалы : набор № 1
Ход игры: участникам раздаются мячики из набора №1. Держа мячик в вытянутой вперед руке на уровне глаз, участники должны воспринимать команды воспитателя на слух. Например, опустить мячик вниз, поднять вверх, при этом необходимо следить за мячиком глазами. Повторить, держа мячик в левой руке.
Дидактическая игра «Отражение».
Возраст от 4 лет
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.
Используемые материалы : наборы № 1, 2, 9
Ход: Я предлагаю вам поиграть в очень интересную и веселую игру «Отражение». Для этого вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга. Одному участнику необходимо изобразить какое-либо действие с предметами из набора, в это время второй участник внимательно наблюдает за своим партнером, затем повторяет с максимальной точностью.
Дидактическая игра «Назови дни недели»
Возраст: 5-6лет
Цель: Закрепление названий дней недели и цвета.
Ход игры: Берём 7 палочек разного цвета. Каждой палочке закрепляем название дней недели. Например, красный- это понедельник, синий-вторник, оранжевый- среда, зелёный-пятница и т. д. Затем перемешиваем палочки, а ребёнок должен составить дни недели по цветам. Затем перемешиваем палочки и детям нужно составить дни недели по порядку (палочки положить по цветам)
Использование в работе методики «Дары Фребеля», функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам ДОУ решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается этой методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.