Мария Аникина
Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику для формирования характеристик внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Аникина Мария Григорьевна, педагог-психолог
МБУ ООШ №7 структурное подразделение Детский сад «Дельта», г. о. Тольятти
е-mail : chgard141@edu.tgl.ru
Всё что окружает нас в этом мире постигается нами, по средством внимания и мышления. Но первично здесь без сомнения именно внимание. Не обратив внимания мы не увидим, не почувствуем и не осмыслим. Но внимание как психологически процесс формируется и развивается целенаправленно. Если в дошкольном детстве не заниматься развитием внимания, в дальнейшем возникнет много трудностей на пути развития у такого ребенка.
Публикация «Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику для формирования характеристик внимания» размещена в разделах
Мы презентуем опыт работы педагога-психолога и воспитателей по развитию характеристик внимания путем использования игр и упражнений, развивающих мелкую моторику. Целью данных занятий путем сенсомоторных упражнений развить основные характеристики внимания. Мы считаем, что данные упражнения и игры наиболее эффективны для развития внимания и помогут ребенка одновременно и развиваться и постигать новое для себя. Данные игры охватывают очень большое количество психологических процессов. Таких как память, мышление, речь и конечно же внимание.
Актуальность данной темы заключается в следующем:
• Определение эффективного средства развития внимания и сенсомоторного воспитания в детском саду и семье;
• Реализация социального партнерства, путем разработки и проведения обучающих мероприятий, внедрение данного инновационного элемента в деятельность детей совместно с родителями.
• Удовлетворение потребности городского образования – в обеспечении формирования основных психических процессов детей дошкольного возраста;
• Организация предметно-игрового пространства на основе ФГОС.
Концептуальные основы
• Ознакомление дошкольников с новинками в сфере игр и упражнений развивающих мелкую моторику для формирования характеристик внимания, когда целостный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решается на фоне основных материалов развития и воспитания соответственно государственного стандарта.
• Осуществление деятельностного подхода в приобщении семей воспитанников к развитию внимания и сенсомоторного воспитания в домашних условиях.
• Осознанный отбор методов развития мелкой моторики рук, прежде всего влияющие на развитие характеристик внимания, таких ка устойчивость, переключаемость, произвольность.
• Организация работы с родителями под девизом: развитые ручки – развито внимание.
Задачи:
• Формировать и развивать характеристики внимания.
• Развивать мелкую моторику рук и сопутствующие ей психические процессы, такие как память, мышление, воображение.
• Интегрировать различные виды детской деятельности: познавательной, игровой, социально-личностной для создания у ребенка целостной картины ближайшего окружения.
При выстраивании педагогического процесса по использованию игр и упражнений, развивающих мелкую моторику для формирования характеристик внимания, мы учитывали следующие принципы:
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, мелкая моторика руки. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.
Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной методике используются различные методы психологического воздействия: задания на внимание, на развитие мелкой моторики рук, память и мышление.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности данной методики необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т. д.
Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием.
Результатом работы стало:
• Сформированы характеристики внимания – устойчивость, переключаемость, произвольность, развита мелкая моторика рук.
• Разработаны - методическое и дидактическое сопровождение к данной методике.
• Создана развивающая среда (развивающие игры и задания, а так же стимульный и демонстрационный материал для развития внимания путем развития мелкой моторики руки)
На творческой презентации можно будет познакомиться с некоторыми играми и заданиями, которые мы разработали для интеграции развития внимания и мелкой моторики руки, и используем в непосредственно образовательной деятельности педагога-психолога и воспитателями с детьми дошкольного возраста. Данные задания являются разновозрастными. При наличии одного и того же стимульного материла задания выдаются соответственно возрасту воспитанника.
Литература.
• Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. М., 2002.
• Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2004.
• Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону, 2007.
• Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2001.
• Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
• Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день : развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль, 1999.
• Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.