Марина Аблялимова
Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с предметами, развивающие мелкую моторику дошкольников
Среди игр, направленных на развитие мелкой моторики руки, интересными, до-ступными и эффективными являются следующие:
1) игра «Маленький утюжок»;
2) игра «Поможем золушке»;
3) игра «Проказник Васька»;
4) игра «Собери пазлы»;
5) игра «Покорми петушка»;
6) игра «Ювелир»;
7) игра «Листопад»;
8) игра «Мамины помощники»;
9) игра «В поисках сокровищ»;
Публикация «Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
10) игра «Странствующие пальчики».
Рассмотрим особенности каждой названной игры.
Игра «Маленький утюжок». Данная игра может быть проведена в младшей, сред-ней и старшей группах детского сада. Для проведения этой игры необходимо обеспечить каждого ребёнка листом бумаги размера А 4. Группу игроков сажают за стол и каждому дают мятый (путём многоразового сжимания) лист бумаги. В средней и старшей группе самим дошкольникам можно предложить предварительно помять бумагу, несколько раз сильно сжимая её. Игровая задача заключается в том, что ребёнок должен развернуть лист, положить его на стол, разгладить лист руками так, чтобы тот не топорщился и его края были бы ровными.
В младшей группе следует пошагово, терпеливо объяснить задание и контролиро-вать этапы его выполнения:
1) развернуть бумагу;
2) положить лист на стол;
3) разгладить лист руками на столе;
4) гладить так, чтобы лист не топорщился, чтобы его края были бы ровными, что-бы лист не порвался.
При проведении игры важно, чтобы малыши познакомились с материалом игры – бумагой, ощутили бы её руками, усвоили бы такие её свойства, как
– бумага тонкая;
– она может рваться, поэтому с ней надо осторожно обращаться и рассчитывать си-лу своего воздействия на бумагу;
– бумагу можно мять и складывать;
– бумагу можно разгладить руками;
– чтобы добиться результата, следует быть терпеливым и много раз повторить дей-ствия по разглаживанию бумаги;
– мять бумагу удобно в руках, причём двумя руками сделать это быстрее и легче, чем одной;
– разгладить бумагу удобно на поверхности стола.
Эти свойства материала обсуждаются по ходу игры с помощью наводящих вопро-сов воспитателя (Какая бумага? Мягкая? А какая она была в начале игры). В конце игры они повторяются и проговариваются детьми.
Воспитателю необходимо помнить, что детям важна не только сама игра, но и об-щение с воспитателем во время игры, реакция взрослого на их старание, достижение. Словесная поддержка необходима каждому малышу, поэтому воспитатель должен вести и контролировать игру, не отвлекаясь на другие дела.
Для детей, которые не испытывали затруднений в ходе игры, а это, как правило, средняя и старшая группа, задание может быть усложнено:
а) выполнить задание одной рукой (сначала правой, затем левой);
б) разгладить листок только двумя большими пальцами, затем указательными.
Игра «Поможем золушке». Данная игра проводится в средней и старшей группах детского сада. Для её проведения нужно обеспечить каждого малыша миской, наполнен-ной разноцветным рисом, и двумя пустыми мисками желтого и зеленого цветов. Детей сажают за стол и просят сначала обратить внимание на воспитателя, который расскажет об особенностях риса. Он рассказывает детям о том, что рис очень маленький, поэтому с ним нужно обращаться очень аккуратно, чтобы он не упал, и мы его не потеряли. А также воспитатель говорит детям о некоторых правилах безопасности, которые терпеливо об-суждаются, повторяются.
1. Этот рис не вкусный и его нельзя брать в рот. Вкусный только тот, который го-товят у нас в столовой.
2. Рис не пахнет, поэтому его не нужно засовывать в нос. Рис может закрыть в но-су дыхательные пути и человек задохнётся.
3. Рис не умеет говорить, его нельзя засовывать в уши. Ничего не услышишь. От риса ухо может заболеть. Можно оглохнуть.
4. Наш рис не мячик, и поэтому его нельзя бросать, особенно в товарища.
Игровая задача заключается в том, что каждый ребенок должен положить раскра-шенный рис в соответствующую по цвету миску. Желтый рис нужно взять правой рукой и положить в желтую миску, а зеленый рис следует взять левой рукой и положить в зеле-ную миску.
В средней группе нужно контролировать не только какой рис ребенок положит в миску, но и какой рукой он его взял. А также необходимо следить за аккуратностью де-тей, чтобы они не брали сразу 2 зернышка риса и т. д.
В старшей группе уже можно смешивать не только рис разных цветов, но и фасоль, макароны и т. д.
Во время игры воспитателю обязательно нужно подойти к каждому ребенку не только, чтобы проследить выполнение им действий, но и для того, чтобы ребенок чув-ствовал поддержку взрослого.
Игра «Проказник Васька». Игру можно проводить с детьми в младшей и средней группах. В начале игры воспитатель рассказывает детям о маленьком котенке Ваське, ко-торый очень любит играть с клубком ниток. И вот, во время одной из игр он полностью размотал клубок. А для того, чтобы его хозяйка не расстроилась, нужно намотать нитку на катушку до ее прихода. Для наглядности можно использовать картинки с изображени-ем котенка, его хозяйки и еще смотанного клубка. Каждый ребенок получает катушку и нитку, но нужно предупредить детей о том, что ниткой можно порезаться, поэтому нужно обращаться с ней осторожно. Игровая задача заключается в том, что дошкольник должен намотать нитку на катушку, сделать это быстро и как можно аккуратнее.
В младшей группе следует сделать акцент на аккуратность, а не на скорость. Сле-дить за выполнением задания детьми очень важно, лучше поставить их в круг, чтобы вос-питателю было лучше видно детей. Нужно обратить внимание на то, чтобы дети не по-рвали нитку и не порезались ею.
В средней группе можно использовать эту игру как соревновательный момент. Де-ти делятся на две команды и наматывают нитку по очереди, побеждает дружба.
Для детей, не испытывающих трудности в выполнении этого задания, можно предложить смотать нитку в клубок.
Игра «Собери паззлы». Данная игра может проводиться в средней, старшей и подготовительной группах в зависимости от количества частей, образующих картинку. Для проведения игры следует обеспечить каждого ребенка разрезанными картинками, желательно, чтобы картинки у всех детей были разными. В средней группе картинка должна состоять минимум из четырех частей в зависимости от способностей детей. В старшей и подготовительной группах от пяти и больше частей. Игровая задача заключа-ется в том, чтобы дошкольники собрали разрезанные картинки «Домашние животные» («Цветы», «Машины», «Овощи» и т. д.) из четырех частей (пяти, шести, семи и т. п.).
В средней группе, чтобы детям было легче собрать паззлы, перед каждым малы-шом можно положить целую картинку для того, чтобы он, опираясь на наглядность, со-брал картинку. Если возникает сложность, то можно объединить детей в пары.
В старшей и подготовительной группах лучше начинать с пяти частей без опоры на картинку. Затем можно продолжать игру, усложняя её увеличением количества разре-занных частей картинки.
Так как картинки у всех детей разные, воспитателю необходимо оценить каждую в отдельности, не повторяясь. Тогда малыш будет горд собой, ведь для него очень важна оценка воспитателя.
Игра «Покорми петушка». Игра проводится с детьми средней и младшей группы. Для проведения этой игры необходимо обеспечить каждого ребенка маленьким бумаж-ным стаканчиком с изображением петушка и отверстием для клюва, фасолью или горо-хом. Воспитатель рассказывает детям о том, что Петя-петушок проголодался и его следует накормить. Игровая задача заключается в том, что дети должны взять фасоль и положить её в рот петушка (в отверстие). Самое главное – давать петушку по одной фасоли или го-рошинке, чтобы Петя не подавился.
Воспитателю необходимо провести с детьми беседу о безопасности перед игрой.
1. Сырую фасоль любит только петушок, а мы любим вареную, поэтому в рот брать ее не будем.
2. Засовывать фасоль в нос и уши не будем, потому что петушку тогда совсем ни-чего не останется покушать. Совать в нос или уши фасоль, горох опасно.
3. Бросаться фасолью тоже нельзя, потому что для Пети-петушка это еда. А едой, как мы знаем, бросаться нельзя.
В младшей группе нужно проговорить все поэтапно и детально.
1. Нужно рассмотреть фасоль, потрогать ее (Какая фасоль? Может она мягкая? Или какая).
2. Воспитатель говорит о том, что стакан бумажный. С ним нужно обращаться очень бережно, так как он может порваться.
3. Найти отверстие для рта петушка и рассказать детям, что именно в него мы бу-дем класть фасоль.
После первой фасоли, отправленной в рот петушку, нужно похвалить каждого ре-бенка, чтобы у него формировалось чувство удовлетворения за то, что он помогает Пете, так как сам он не может покушать. Во время всего выполнения задания воспитатель дол-жен общаться с детьми (Покормили? Может он еще хочет? Спросите у петушка, наелся ли он, чтобы они чувствовали свою значимость.
Игра «Ювелир». Эту игру можно проводить в старшей и подготовительной груп-пах ДОУ. Для игры воспитателю необходимо подготовить макаронины разных цветов и подобрать к ним веревочки. Для проведения игры детей сажают за столы и каждому предоставляются миски с макаронинами и веревочки. Игровая задача дети должны нанизывать по одной макаронине на веревку, чтобы в дальнейшем получились бусы. Для детей цель игры звучит так: нужно сделать для мамы сюрприз и подарить ей бусы, сде-ланные собственными руками.
Во время проведения игры нужно следить за тем, чтобы дети нанизывали бусы ак-куратно. Если у ребенка не получается (макаронины падают, нужно его поддержать и помочь ему, чтобы малыш не расстроился. Ведь во время выполнения этого задания, дети чувствуют ответственность и задаются целью – порадовать маму.
Для усложнения игровой задачи, это, как правило, для подготовительной группы, можно использовать картинки с изображениями различных бус для того, чтобы дошколь-ники могли воспользоваться образцом.
Так же можно поменять условие игры, чаще всего для подготовительной группы, где главным критерием ее выполнения является скорость.
Игра «Листопад». Данная игра проводиться с детьми младшей и средней групп детского сада. Воспитатель рассказывает детям историю о девочке Маше, которая очень любила деревья. Каждый день летом Маша приходила в сад, чтобы полюбоваться на них. Но вот пришла осень, и листья стали опадать. Девочка очень расстроилась. У детей появ-ляется чувство сопереживания и взаимопомощи, поддержки. Тогда воспитатель показы-вает детям большую картину с нарисованным на ней деревом, только на нем не было ли-стьев. Игровая задача заключается в следующем: детям предлагается приклеить по ли-сточку на дерево и подарить его Маше, чтобы она не грустила.
Детям младшей группы можно предложить сказать ласковое или утешающее слово Маше, во время приклеивания листа.
С детьми средней группы можно предварительно организовать беседу на тему: «Осень» (Когда опадают листья? Почему? А какие деревья не сбрасывают листья). Важ-но оценивать каждый ответ детей.
Игра «Мамины помощники». Игру можно проводить с детьми младшей, средней и старшей группы. Перед началом игры воспитатель вешает веревку между двумя стуль-чиками и цепляет на нее прищепки разного цвета. Заранее готовит чашки с разноцветны-ми платочками. Благодаря этой игре, у детей всех возрастных групп формируется чувство ответственности, трудолюбие, а также они считают себя значимыми и важными, так как они помогают маме. Игровая задача: каждому ребенку нужно взять из чашки (с разно-цветными платочками) платочек и повесить его на веревку. Но его нужно прикрепить такой прищепкой, какого цвета платок.
Самое главное в организации этой игры – это избегание детской суеты, ведь они могут начать толкаться в поисках подходящей веревки. Из-за этого будут падать чашки с платочками и т. д.
Поэтому в младшей группе лучше проводить игру отдельно с каждым ребенком, по очереди, чтобы каждый смог самостоятельно выполнить задание, без вмешательства других детей. Каждого ребенка нужно похвалить.
В средней группе можно ставить перед веревочкой 2 – 3 человека, чтобы они при-выкали работать в команде. Но в конце выполнения задания нужно обратить внимание на каждого ребенка.
В старшей группе используются 2 веревочки, находящиеся в разных концах ком-наты. Дети делятся на две команды и выполняют это задание на скорость. Похвалить нужно обе команды за сплоченность, взаимопомощь, поддержку, еще нужно отметить каждого ребенка, принимавшего участие в игре.