МААМ-картинки

Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику детей

Марина Аблялимова
Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику детей

Игры с предметами, развивающие мелкую моторику дошкольников

Среди игр, направленных на развитие мелкой моторики руки, интересными, до-ступными и эффективными являются следующие:

1) игра «Маленький утюжок»;

2) игра «Поможем золушке»;

3) игра «Проказник Васька»;

4) игра «Собери пазлы»;

5) игра «Покорми петушка»;

6) игра «Ювелир»;

7) игра «Листопад»;

8) игра «Мамины помощники»;

9) игра «В поисках сокровищ»;

Публикация «Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику детей» размещена в разделах

10) игра «Странствующие пальчики».

Рассмотрим особенности каждой названной игры.

Игра «Маленький утюжок». Данная игра может быть проведена в младшей, сред-ней и старшей группах детского сада. Для проведения этой игры необходимо обеспечить каждого ребёнка листом бумаги размера А 4. Группу игроков сажают за стол и каждому дают мятый (путём многоразового сжимания) лист бумаги. В средней и старшей группе самим дошкольникам можно предложить предварительно помять бумагу, несколько раз сильно сжимая её. Игровая задача заключается в том, что ребёнок должен развернуть лист, положить его на стол, разгладить лист руками так, чтобы тот не топорщился и его края были бы ровными.

В младшей группе следует пошагово, терпеливо объяснить задание и контролиро-вать этапы его выполнения:

1) развернуть бумагу;

2) положить лист на стол;

3) разгладить лист руками на столе;

4) гладить так, чтобы лист не топорщился, чтобы его края были бы ровными, что-бы лист не порвался.

При проведении игры важно, чтобы малыши познакомились с материалом игры – бумагой, ощутили бы её руками, усвоили бы такие её свойства, как

– бумага тонкая;

– она может рваться, поэтому с ней надо осторожно обращаться и рассчитывать си-лу своего воздействия на бумагу;

– бумагу можно мять и складывать;

– бумагу можно разгладить руками;

– чтобы добиться результата, следует быть терпеливым и много раз повторить дей-ствия по разглаживанию бумаги;

– мять бумагу удобно в руках, причём двумя руками сделать это быстрее и легче, чем одной;

– разгладить бумагу удобно на поверхности стола.

Эти свойства материала обсуждаются по ходу игры с помощью наводящих вопро-сов воспитателя (Какая бумага? Мягкая? А какая она была в начале игры). В конце игры они повторяются и проговариваются детьми.

Воспитателю необходимо помнить, что детям важна не только сама игра, но и об-щение с воспитателем во время игры, реакция взрослого на их старание, достижение. Словесная поддержка необходима каждому малышу, поэтому воспитатель должен вести и контролировать игру, не отвлекаясь на другие дела.

Для детей, которые не испытывали затруднений в ходе игры, а это, как правило, средняя и старшая группа, задание может быть усложнено:

а) выполнить задание одной рукой (сначала правой, затем левой);

б) разгладить листок только двумя большими пальцами, затем указательными.

Игра «Поможем золушке». Данная игра проводится в средней и старшей группах детского сада. Для её проведения нужно обеспечить каждого малыша миской, наполнен-ной разноцветным рисом, и двумя пустыми мисками желтого и зеленого цветов. Детей сажают за стол и просят сначала обратить внимание на воспитателя, который расскажет об особенностях риса. Он рассказывает детям о том, что рис очень маленький, поэтому с ним нужно обращаться очень аккуратно, чтобы он не упал, и мы его не потеряли. А также воспитатель говорит детям о некоторых правилах безопасности, которые терпеливо об-суждаются, повторяются.

1. Этот рис не вкусный и его нельзя брать в рот. Вкусный только тот, который го-товят у нас в столовой.

2. Рис не пахнет, поэтому его не нужно засовывать в нос. Рис может закрыть в но-су дыхательные пути и человек задохнётся.

3. Рис не умеет говорить, его нельзя засовывать в уши. Ничего не услышишь. От риса ухо может заболеть. Можно оглохнуть.

4. Наш рис не мячик, и поэтому его нельзя бросать, особенно в товарища.

Игровая задача заключается в том, что каждый ребенок должен положить раскра-шенный рис в соответствующую по цвету миску. Желтый рис нужно взять правой рукой и положить в желтую миску, а зеленый рис следует взять левой рукой и положить в зеле-ную миску.

В средней группе нужно контролировать не только какой рис ребенок положит в миску, но и какой рукой он его взял. А также необходимо следить за аккуратностью де-тей, чтобы они не брали сразу 2 зернышка риса и т. д.

В старшей группе уже можно смешивать не только рис разных цветов, но и фасоль, макароны и т. д.

Во время игры воспитателю обязательно нужно подойти к каждому ребенку не только, чтобы проследить выполнение им действий, но и для того, чтобы ребенок чув-ствовал поддержку взрослого.

Игра «Проказник Васька». Игру можно проводить с детьми в младшей и средней группах. В начале игры воспитатель рассказывает детям о маленьком котенке Ваське, ко-торый очень любит играть с клубком ниток. И вот, во время одной из игр он полностью размотал клубок. А для того, чтобы его хозяйка не расстроилась, нужно намотать нитку на катушку до ее прихода. Для наглядности можно использовать картинки с изображени-ем котенка, его хозяйки и еще смотанного клубка. Каждый ребенок получает катушку и нитку, но нужно предупредить детей о том, что ниткой можно порезаться, поэтому нужно обращаться с ней осторожно. Игровая задача заключается в том, что дошкольник должен намотать нитку на катушку, сделать это быстро и как можно аккуратнее.

В младшей группе следует сделать акцент на аккуратность, а не на скорость. Сле-дить за выполнением задания детьми очень важно, лучше поставить их в круг, чтобы вос-питателю было лучше видно детей. Нужно обратить внимание на то, чтобы дети не по-рвали нитку и не порезались ею.

В средней группе можно использовать эту игру как соревновательный момент. Де-ти делятся на две команды и наматывают нитку по очереди, побеждает дружба.

Для детей, не испытывающих трудности в выполнении этого задания, можно предложить смотать нитку в клубок.

Игра «Собери паззлы». Данная игра может проводиться в средней, старшей и подготовительной группах в зависимости от количества частей, образующих картинку. Для проведения игры следует обеспечить каждого ребенка разрезанными картинками, желательно, чтобы картинки у всех детей были разными. В средней группе картинка должна состоять минимум из четырех частей в зависимости от способностей детей. В старшей и подготовительной группах от пяти и больше частей. Игровая задача заключа-ется в том, чтобы дошкольники собрали разрезанные картинки «Домашние животные» («Цветы», «Машины», «Овощи» и т. д.) из четырех частей (пяти, шести, семи и т. п.).

В средней группе, чтобы детям было легче собрать паззлы, перед каждым малы-шом можно положить целую картинку для того, чтобы он, опираясь на наглядность, со-брал картинку. Если возникает сложность, то можно объединить детей в пары.

В старшей и подготовительной группах лучше начинать с пяти частей без опоры на картинку. Затем можно продолжать игру, усложняя её увеличением количества разре-занных частей картинки.

Так как картинки у всех детей разные, воспитателю необходимо оценить каждую в отдельности, не повторяясь. Тогда малыш будет горд собой, ведь для него очень важна оценка воспитателя.

Игра «Покорми петушка». Игра проводится с детьми средней и младшей группы. Для проведения этой игры необходимо обеспечить каждого ребенка маленьким бумаж-ным стаканчиком с изображением петушка и отверстием для клюва, фасолью или горо-хом. Воспитатель рассказывает детям о том, что Петя-петушок проголодался и его следует накормить. Игровая задача заключается в том, что дети должны взять фасоль и положить её в рот петушка (в отверстие). Самое главное – давать петушку по одной фасоли или го-рошинке, чтобы Петя не подавился.

Воспитателю необходимо провести с детьми беседу о безопасности перед игрой.

1. Сырую фасоль любит только петушок, а мы любим вареную, поэтому в рот брать ее не будем.

2. Засовывать фасоль в нос и уши не будем, потому что петушку тогда совсем ни-чего не останется покушать. Совать в нос или уши фасоль, горох опасно.

3. Бросаться фасолью тоже нельзя, потому что для Пети-петушка это еда. А едой, как мы знаем, бросаться нельзя.

В младшей группе нужно проговорить все поэтапно и детально.

1. Нужно рассмотреть фасоль, потрогать ее (Какая фасоль? Может она мягкая? Или какая).

2. Воспитатель говорит о том, что стакан бумажный. С ним нужно обращаться очень бережно, так как он может порваться.

3. Найти отверстие для рта петушка и рассказать детям, что именно в него мы бу-дем класть фасоль.

После первой фасоли, отправленной в рот петушку, нужно похвалить каждого ре-бенка, чтобы у него формировалось чувство удовлетворения за то, что он помогает Пете, так как сам он не может покушать. Во время всего выполнения задания воспитатель дол-жен общаться с детьми (Покормили? Может он еще хочет? Спросите у петушка, наелся ли он, чтобы они чувствовали свою значимость.

Игра «Ювелир». Эту игру можно проводить в старшей и подготовительной груп-пах ДОУ. Для игры воспитателю необходимо подготовить макаронины разных цветов и подобрать к ним веревочки. Для проведения игры детей сажают за столы и каждому предоставляются миски с макаронинами и веревочки. Игровая задача дети должны нанизывать по одной макаронине на веревку, чтобы в дальнейшем получились бусы. Для детей цель игры звучит так: нужно сделать для мамы сюрприз и подарить ей бусы, сде-ланные собственными руками.

Во время проведения игры нужно следить за тем, чтобы дети нанизывали бусы ак-куратно. Если у ребенка не получается (макаронины падают, нужно его поддержать и помочь ему, чтобы малыш не расстроился. Ведь во время выполнения этого задания, дети чувствуют ответственность и задаются целью – порадовать маму.

Для усложнения игровой задачи, это, как правило, для подготовительной группы, можно использовать картинки с изображениями различных бус для того, чтобы дошколь-ники могли воспользоваться образцом.

Так же можно поменять условие игры, чаще всего для подготовительной группы, где главным критерием ее выполнения является скорость.

Игра «Листопад». Данная игра проводиться с детьми младшей и средней групп детского сада. Воспитатель рассказывает детям историю о девочке Маше, которая очень любила деревья. Каждый день летом Маша приходила в сад, чтобы полюбоваться на них. Но вот пришла осень, и листья стали опадать. Девочка очень расстроилась. У детей появ-ляется чувство сопереживания и взаимопомощи, поддержки. Тогда воспитатель показы-вает детям большую картину с нарисованным на ней деревом, только на нем не было ли-стьев. Игровая задача заключается в следующем: детям предлагается приклеить по ли-сточку на дерево и подарить его Маше, чтобы она не грустила.

Детям младшей группы можно предложить сказать ласковое или утешающее слово Маше, во время приклеивания листа.

С детьми средней группы можно предварительно организовать беседу на тему: «Осень» (Когда опадают листья? Почему? А какие деревья не сбрасывают листья). Важ-но оценивать каждый ответ детей.

Игра «Мамины помощники». Игру можно проводить с детьми младшей, средней и старшей группы. Перед началом игры воспитатель вешает веревку между двумя стуль-чиками и цепляет на нее прищепки разного цвета. Заранее готовит чашки с разноцветны-ми платочками. Благодаря этой игре, у детей всех возрастных групп формируется чувство ответственности, трудолюбие, а также они считают себя значимыми и важными, так как они помогают маме. Игровая задача: каждому ребенку нужно взять из чашки (с разно-цветными платочками) платочек и повесить его на веревку. Но его нужно прикрепить такой прищепкой, какого цвета платок.

Самое главное в организации этой игры – это избегание детской суеты, ведь они могут начать толкаться в поисках подходящей веревки. Из-за этого будут падать чашки с платочками и т. д.

Поэтому в младшей группе лучше проводить игру отдельно с каждым ребенком, по очереди, чтобы каждый смог самостоятельно выполнить задание, без вмешательства других детей. Каждого ребенка нужно похвалить.

В средней группе можно ставить перед веревочкой 2 – 3 человека, чтобы они при-выкали работать в команде. Но в конце выполнения задания нужно обратить внимание на каждого ребенка.

В старшей группе используются 2 веревочки, находящиеся в разных концах ком-наты. Дети делятся на две команды и выполняют это задание на скорость. Похвалить нужно обе команды за сплоченность, взаимопомощь, поддержку, еще нужно отметить каждого ребенка, принимавшего участие в игре.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и сенсорику. Бизиборд на мягкой основеРазвиваем мелкую моторику и сенсорику. Бизиборд на мягкой основе Уважаемые педагоги! Я хочу с Вами поделиться необычным на мой взгляд многофункциональным пособием "Бизиборд" на мягкой основе сделанным.

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Бигуди помогают развивать мелкую моторикуБигуди помогают развивать мелкую моторику Доброе время суток,дорогие коллеги,друзья,гости моей странички. Рада нашей встрече. Уже давно заметила,что дети младшего дошкольного возраста.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем»Фотоотчет «Мы с конструктором играем — мелкую моторику развиваем» Ребенок - настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание ребенка не только рассматривать.

Фотоотчет «Прищепками играем не только мелкую моторику развиваем»Фотоотчет «Прищепками играем не только мелкую моторику развиваем» Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том,что в головном мозге человека центры,отвечающие за речь и движения.

Консультация для детей младшего дошкольного возраста «Игры, развивающие мелкую моторику» Несомненно, большая часть игр, так или иначе развивает мелкую моторику. Игры и игрушки, такие как кубики, конструкторы, мозаики всех видов,.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Цель:Знакомство родителей с методами и приемами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук в домашних условияхЗадачи:показать важность.

Консультация «Лепим — развиваем мелкую моторику»Консультация «Лепим — развиваем мелкую моторику» Развитие мелкой моторики рук посредством лепки способствует укреллению мускулатуры пальцев,координации движения рук,развивается навык осязательного.

Развиваем мелкую моторику, сидя домаРазвиваем мелкую моторику, сидя дома Заичко Алла Петровна, воспитатель детского сада №179 города Краснодара 2020 г. В дни, когда необходимо сидеть дома многие родители не знают,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику детей
Опубликовано: 2 октября 2023 в 19:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр и упражнений, развивающих мелкую моторику детей» (включая файлы) размещена пользователем Марина Аблялимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД