елена шумова
Использование грамматических средств языка для развития диалогического общения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование грамматических средств языка для
развития диалогического общения детей.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Все аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог.
Публикация «Использование грамматических средств языка для развития диалогического общения детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Выделяют две основные сферы общения дошкольника – с взрослыми и со сверстниками. Эмоциональные контакты между детьми, их общение обеспечивается не только при помощи речи, а прежде всего использованием несловесных средств – взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий.
Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении со взрослым. Именно в общении с ними дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослыми речь ребёнка более ситуативна, чем в общении со сверстниками. Общение со сверстниками - область развития подлинной детской речевой самодеятельности. Ведя диалог ребёнок одновременно ориентируется на контекст, на ситуацию общения, на партнёра, на язык.
Исходя из этих представлений о диалоге, составлена программа развития диалогического общения для старших дошкольников, которая охватывает весь спектр задач. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалога только к освоению вопросно – ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого произношения, чёткой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности).
Задача формирования диалогического общения, таким образом, выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.
Обучение диалогическому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры – драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) – такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несёт основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Важную роль в налаживании социальных связей детей играют разнообразные организованные игры, в которых требуется организовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей, соблюдать общий темп и ритм движений, очерёдность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, такие игры как: «Садовник», «Разведчики», «Огородник», «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси – лебеди», «Краски», «Фанты», «Где мы были, мы не скажем…. и пр.). Игры эти любимы детьми; удовлетворяя детскую потребность в забаве, досуге, веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведёт к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм – инсценировкам, играм – драматизациям, сюжетно – дидактическим играм. В их основе лежит знание литературного текста (сказки, потешки, песенки), которые помогают детям объединить совместные усилия для создания банка общих сведений. Эти игры позволяют взрослому занять игровую позицию внутри играющих детей. Наибольшую ценность представляет игра – импровизация по мотивам сказок. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Репетиция театрализованных представлений также полезна, но здесь в большей мере развивается умение подчиняться советам взрослого, произвольно регулировать темп, громкость речи, придерживаться литературного текста. В игре – импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Текстовой основой для них могут служить как фольклорное (литературное) произведение, так и собственные сочинения детей и педагога.
Если у детей недостаточный игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый рассказывает сказку, демонстрируя игрушки и предоставляя возможность произнести с ними действий. Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки, стихотворения («Лиса и рак», «Ёж и лиса», «Соломинка, уголёк и боб»). Затем целесообразно постараться увлечь детей так, чтобы у них появилась желание самим поучаствовать в разыгрывании отдельных эпизодов сказки, в разнообразных упражнениях имитативного характера. И лишь за тем можно развернуть драматизацию существенного по объёму произведения.
Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию текста. Игровой момент создаёт естественную мотивацию для запоминания и многократно воспроизведения текста без учебной установки на пересказ.
Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание, особенно рассказывание из личного опыта и сочинение по набору игрушек. Рассказывание из личного опыта удовлетворяют потребность ребёнка в самовыражении, самоутверждении, во внимании сверстников.
Очень желанны для детей совместные со взрослыми сочинения по набору игрушек. Традиционно это считается монологической речью. Но монологизм характеризуется отсутствием установки на ответ, это речь одного лица. Но в этих видах сценариев эти виды рассказывания выступают как речевое взаимодействие нескольких обобщающихся, как диалог. Дети с удовольствием откликаются на интересные высказывания сверстников. Детям очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где сказочный главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажей, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.
Цель такой работы – пробудить речевую активность каждого ребёнка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями. Этого можно добиться при работе с небольшими подгруппами детей. В большом коллективе дети либо дисциплинированно молчат, либо шумно высказываются все разом. Объединение детей в небольшие подгруппы позволяет удовлетворить естественную потребность каждого ребёнка быть услышанным и понятым.
Умение вести диалог со сверстниками приобретаются постепенно в процессе игр, в которых сами правила игры прямо нацеливают детей действовать совместно, следить за высказываниями и действиями партнёра, дополнять или корректировать их. Речевое взаимодействие в процессе игры – это возникновение диалога,основной задачи дидактической игры.
Апробация игр подтвердила целесообразность и эффективность этой формы работы для решения задач языкового и коммуникативного развития дошкольников.