Ольга ---
Использование графического диктанта в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях развития общества, в век информационных технологий, когда в каждом доме, в каждом виде деятельности человека существует проблема неразвитой речи подрастающего поколения. На первый взгляд, казалось бы, что проблемы эти единичны, и многим непонятны их причины, так как все эти новшества должны способствовать развитию человечества. Однако педагоги отмечают, что в последние годы дети дошкольного возраста очень поздно начинают говорить, у большинства из них есть дефекты в произношении, скудный словарный запас, много грамматических ошибок.
Публикация «Использование графического диктанта в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Развитие графомоторных навыков – долгий и трудный процесс. Особенно тяжело он даётся детям с общим недоразвитие речи, поскольку них недостаточно развита мелкая моторика, недостаточно координированные движения, нарушен самоконтроль, быстро устаёт рука. Им сложно правильно держать карандаш, штриховать фигуры, рисовать по клеточкам. Графомоторный навык – сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается работой множество анализаторов – двигательного, зрительного, речеслухового, речедвигательного. Его можно развивать разными способами: лека, аппликация, разнообразные пальчиковые гимнастики, вышивание, оригами, выкладывание мозаики. Все эти занятия плодотворно влияют на речь детей в целом и, особенно, на речь детей с общим недоразвитие речи.
Один из способов развития графомоторных навыков - графические диктанты. Графические диктанты — это уникальный метод работы с детьми, который активно используется для развития различных навыков, особенно у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Этот метод сочетает в себе элементы игры и обучения, что делает его привлекательным и эффективным для детей младшего возраста.
Графические диктанты представляют собой задания, в которых детям предлагается нарисовать узор или картинку по словесным инструкциям педагога. Эти инструкции обычно состоят из последовательных команд, например, "две клеточки вправо, одна клеточка вверх". В результате выполнения таких заданий ребенок должен получить определенный рисунок.
Преимущества графических диктантов для детей с ОНР
1. Развитие мелкой моторики. Работа с карандашом и бумагой способствует развитию координации движений пальцев и кисти, что положительно сказывается на формировании письменной речи.
2. Улучшение пространственного мышления. Графические диктанты требуют от ребенка понимания пространства и умения ориентироваться на листе бумаги, что способствует развитию пространственного мышления и логики.
3. Повышение концентрации внимания. Выполнение последовательных инструкций требует от ребенка сосредоточенности и внимательности, что помогает развивать эти важные навыки.
4. Развитие слуховой памяти. Для успешного выполнения задания ребенок должен запомнить и правильно воспроизвести инструкцию, что способствует тренировке слуховой памяти.
5. Формирование навыков самоконтроля. Выполнение графического диктанта требует от ребенка проверки своих действий и коррекции ошибок, что развивает навыки самоконтроля и саморегуляции.
Методика проведения графических диктантов.
Прежде, чем приступить непосредственно к заданиям с графическими диктантами, необходимо провести предварительную работу, которая будет включать в себя уточнение таких понятий, как «влево», «вправо», «вниз», «вверх», «по горизонтали», «по вертикали», «по диагонали». Нужно познакомить детей клеткой, научить видеть строчку.
1. Подготовительный этап. В начале занятия педагог объясняет детям правила выполнения задания и показывает пример. Важно убедиться, что все дети понимают, что от них требуется.
2. Проведение диктанта. Педагог ставит каждому ребенку точку на листе в клеточку (для старшего дошкольного возраста мы берём крупную клетку, медленно и чётко диктует последовательность шагов, делая паузы для того, чтобы дети успели выполнить каждое действие. Важно поддерживать спокойную и дружелюбную атмосферу, чтобы дети не боялись ошибаться.
3. Анализ работы. По окончании диктанта дети сравнивают свои рисунки с эталоном. Педагог вместе с детьми анализирует ошибки и объясняет, как их можно исправить.
Примеры графических диктантов
- Простейшие фигуры (квадраты, треугольники, круги).
- Простые рисунки (домик, елочка, цветок, рыбка).
- Композиции из нескольких элементов (солнышко и облака, деревце и травка).
Начинаем проводить графические диктанты с самого простого – квадратик: одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево. Нарисованную картинку можно «украсить» - заштриховать, раскрасить, поставить внутри точки и т. д.
При выполнении графического диктанта необходимо соблюдать определенные правила:
- диктант пишется в тишине;
- говорится только направление линий;
- одна линия дважды не повторяется;
- голос педагога четкий и уверенный;
- при ошибке ребенка откладывает карандаш, пока педагог не закончит диктовать, после чего помогает ребенку найти ошибку и закончить диктант;
- во время диктанта педагог следит за осанкой детей и правильностью удерживания карандаша.
Графические диктанты можно составить самим, а можно приобрести готовы, например Рахманова Е. М. в пособии «Графические диктанты для дошкольников» : метод. Пособие для педагогов и родителей – М. : Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008. Голубь В. Т. Графические диктанты : Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М. : ВАКО, 2009.
Графические диктанты — это эффективный метод работы с детьми с ОНР, который помогает развивать целый комплекс навыков: от мелкой моторики до пространственного мышления и самоконтроля. Этот метод делает процесс обучения интересным и увлекательным, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Включение графических диктантов в программу коррекционной работы способствует более успешному и всестороннему развитию ребенка.