Получи документы

Использование графического диктанта в работе учителя-логопеда

Ольга ---
Использование графического диктанта в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях развития общества, в век информационных технологий, когда в каждом доме, в каждом виде деятельности человека существует проблема неразвитой речи подрастающего поколения. На первый взгляд, казалось бы, что проблемы эти единичны, и многим непонятны их причины, так как все эти новшества должны способствовать развитию человечества. Однако педагоги отмечают, что в последние годы дети дошкольного возраста очень поздно начинают говорить, у большинства из них есть дефекты в произношении, скудный словарный запас, много грамматических ошибок.

Темочки:

Развитие графомоторных навыков – долгий и трудный процесс. Особенно тяжело он даётся детям с общим недоразвитие речи, поскольку них недостаточно развита мелкая моторика, недостаточно координированные движения, нарушен самоконтроль, быстро устаёт рука. Им сложно правильно держать карандаш, штриховать фигуры, рисовать по клеточкам. Графомоторный навык – сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается работой множество анализаторов – двигательного, зрительного, речеслухового, речедвигательного. Его можно развивать разными способами: лека, аппликация, разнообразные пальчиковые гимнастики, вышивание, оригами, выкладывание мозаики. Все эти занятия плодотворно влияют на речь детей в целом и, особенно, на речь детей с общим недоразвитие речи.

Один из способов развития графомоторных навыков - графические диктанты. Графические диктанты — это уникальный метод работы с детьми, который активно используется для развития различных навыков, особенно у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Этот метод сочетает в себе элементы игры и обучения, что делает его привлекательным и эффективным для детей младшего возраста.

Графические диктанты представляют собой задания, в которых детям предлагается нарисовать узор или картинку по словесным инструкциям педагога. Эти инструкции обычно состоят из последовательных команд, например, "две клеточки вправо, одна клеточка вверх". В результате выполнения таких заданий ребенок должен получить определенный рисунок.

Преимущества графических диктантов для детей с ОНР

1. Развитие мелкой моторики. Работа с карандашом и бумагой способствует развитию координации движений пальцев и кисти, что положительно сказывается на формировании письменной речи.

2. Улучшение пространственного мышления. Графические диктанты требуют от ребенка понимания пространства и умения ориентироваться на листе бумаги, что способствует развитию пространственного мышления и логики.

3. Повышение концентрации внимания. Выполнение последовательных инструкций требует от ребенка сосредоточенности и внимательности, что помогает развивать эти важные навыки.

4. Развитие слуховой памяти. Для успешного выполнения задания ребенок должен запомнить и правильно воспроизвести инструкцию, что способствует тренировке слуховой памяти.

5. Формирование навыков самоконтроля. Выполнение графического диктанта требует от ребенка проверки своих действий и коррекции ошибок, что развивает навыки самоконтроля и саморегуляции.

Методика проведения графических диктантов.

Прежде, чем приступить непосредственно к заданиям с графическими диктантами, необходимо провести предварительную работу, которая будет включать в себя уточнение таких понятий, как «влево», «вправо», «вниз», «вверх», «по горизонтали», «по вертикали», «по диагонали». Нужно познакомить детей клеткой, научить видеть строчку.

1. Подготовительный этап. В начале занятия педагог объясняет детям правила выполнения задания и показывает пример. Важно убедиться, что все дети понимают, что от них требуется.

2. Проведение диктанта. Педагог ставит каждому ребенку точку на листе в клеточку (для старшего дошкольного возраста мы берём крупную клетку, медленно и чётко диктует последовательность шагов, делая паузы для того, чтобы дети успели выполнить каждое действие. Важно поддерживать спокойную и дружелюбную атмосферу, чтобы дети не боялись ошибаться.

3. Анализ работы. По окончании диктанта дети сравнивают свои рисунки с эталоном. Педагог вместе с детьми анализирует ошибки и объясняет, как их можно исправить.

Примеры графических диктантов

- Простейшие фигуры (квадраты, треугольники, круги).

- Простые рисунки (домик, елочка, цветок, рыбка).

- Композиции из нескольких элементов (солнышко и облака, деревце и травка).

Начинаем проводить графические диктанты с самого простого – квадратик: одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево. Нарисованную картинку можно «украсить» - заштриховать, раскрасить, поставить внутри точки и т. д.

При выполнении графического диктанта необходимо соблюдать определенные правила:

- диктант пишется в тишине;

- говорится только направление линий;

- одна линия дважды не повторяется;

- голос педагога четкий и уверенный;

- при ошибке ребенка откладывает карандаш, пока педагог не закончит диктовать, после чего помогает ребенку найти ошибку и закончить диктант;

- во время диктанта педагог следит за осанкой детей и правильностью удерживания карандаша.

Графические диктанты можно составить самим, а можно приобрести готовы, например Рахманова Е. М. в пособии «Графические диктанты для дошкольников» : метод. Пособие для педагогов и родителей – М. : Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008. Голубь В. Т. Графические диктанты : Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М. : ВАКО, 2009.

Графические диктанты — это эффективный метод работы с детьми с ОНР, который помогает развивать целый комплекс навыков: от мелкой моторики до пространственного мышления и самоконтроля. Этот метод делает процесс обучения интересным и увлекательным, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Включение графических диктантов в программу коррекционной работы способствует более успешному и всестороннему развитию ребенка.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда»Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда» Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. В наше время придумали.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование игр и упражнений с фломастерами-штампами в коррекционной работе учителя логопедаИспользование игр и упражнений с фломастерами-штампами в коррекционной работе учителя логопеда Вокруг нас появляется все больше инструментов и материалов, которые можно использовать в коррекционной работе для автоматизации и дифференциации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование графического диктанта в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 17:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование графического диктанта в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ольга --- (УИ 893008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД