Светлана П
Использование форм, методов и средств игровой деятельности в процессе социальной поддержки по формированию социальных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушения мышления детей с ЗПР представляет собой многокомпонентный процесс и включает в себя : игровые приёмы, образовательную деятельность, продуктивные виды деятельности, нейропсихологические упражнения. Игра является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, также у детей с ЗПР наблюдаются преобладание игровых интересов, соответственно использование игровых технологий становится необходим условием при организации коррекционного процесса. Занятия в игровой форме способствует поддержанию устойчивого интереса, концентрации внимания, активизируют умственную деятельность, нормализуют эмоционально-волевую сферу.
Публикация «Использование форм, методов и средств игровой деятельности в процессе социальной поддержки по формированию социальных навыков» размещена в разделах
В целом методы игровой деятельности в процессе социального обучения по развитию социальных компетенций детей младшего школьного возраста с ЗПР должны соответствовать принципам социальной педагогики. Методы игровой деятельности в процессе социального обучения по развитию социальных компетенций детей младшего школьного возраста с ЗПР:
- должны быть направленными не только на формирование знаний, умений и навыков учащихся, коррекцию их психофизического развития, но и на их нравственное воспитание;
- должны быть доступными для учащихся и в то же время обеспечивать целесообразный уровень трудностей с целью стимулирования учащихся к умственным действиям, приложению волевых усилий, оптимальному развитию;
- должны обеспечивать сознание и прочность усвоения знаний детьми, формировать у них умения применять теоретические знания в практической деятельности в различных условиях;
- должны формировать последовательное и системное овладение опытом;
- должны стимулировать учащихся к самостоятельной работе, творчеству, инициативе;
- при выборе методов следует учитывать не только общие психические закономерности, присущие ребенку с определенной аномалией и диагнозом, но и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Развитие мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с ЗПР осуществляется путем отбора специальных коррекционных упражнений. Эти упражнения должны быть построены таким образом, чтобы, с одной стороны, развивать логическое мышление (конкретные умственные действия, а с другой – способствовать усвоению программного материала. Содержание коррекционных упражнений должно включать основные этапы формирования умственного действия, а именно:
– предварительное ознакомление с целью действия, ее ориентиром и тем, как ее нужно выполнять;
– выполнение действия во внешнем, материализованном, развернутом виде. При этом учащиеся усваивают содержание действия (состав всех операций, правила и последовательность их выполнения). В то же время взрослый осуществляет объективный контроль за выполнением каждой следующей операции;
– речевое опосредование всех операций действия. При этом действие постепенно обобщается, сворачивается.
Игры подбираются соответственно особенностям детей. Так, например, с целью знакомства детей, страдающих ЗПР с эмоцией радости, обучения их произвольно воспроизводить эмоциональное состояние радости мимикой, интонацией, жестами используются следующие игры : «Подари улыбку», «Найди веселого друга», «Подарок», «Доброе слово», «Пять картинок» и др. Например, игра «Пять картинок», цель которой – способствовать умению находить эмоцию радости, правильно выражать ее через мимику и жесты. Перед детьми разложено по пять картинок, их задача – выбрать ту картинку, на которой нарисованы радостные лица людей. Далее ребенку предлагается показать с помощью мимики, пантомимики и жестов данное эмоциональное состояние. Цель игры «Подари улыбку» заключается в развитии положительных эмоций у младших школьников с задержкой психического развития и применении их в общении с окружающими. Дети встают в круг и по очереди говорят друг другу приятные слова.
С целью знакомства детей с эмоцией страха, обучения их произвольно воспроизводить эмоциональное состояние страха мимикой, интонацией, жестами используются следующие игры : «Покажи страх», «Волшебные картинки», «Гуси-лебеди», «Зеркало» и др. Например, игра «Гуси-лебеди» проводится с целью научить чувствовать настроение музыки, слышать сигнал тревоги. Дети гуляют на «цветущей» поляне. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стулья. Игра повторяется несколько раз. Наряду с игротерапией, в качестве развития эмоциональной сферы и коррекции недостатков в поведении младших школьников с ЗПР применяется сюжетно – ролевая драматизация. Игры – драматизации – это особый вид деятельности детей младшего школьного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его и придумывает новый.
Игры – драматизации способствуют развитию самостоятельности, творчества, формируют доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно решать конфликтные ситуации. Проведению игры – драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Социальный педагог вместе с детьми обсуждает содержание знакомой им сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают детям воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые конфликты, в которые попадают персонажи.
Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу – это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя ими персонажи. Так, детям предлагается разыграть сценку знакомой им сказки. В первый раз дети обыгрывают те роли, которые близки им. Например, в роли волка – ребенок с проявлениями агрессии; в роли зайца – гиперактивный ребенок; в роли медведя – ребенок, у которого преобладает медлительность. После того, как они сыграют «свои» роли, дети меняются ролями. В этом им помогает педагог. Благодаря смене ролей, дети перенимают эмоциональный опыт друг друга. Это способствует развитию эмоций, которые дети не испытывали раньше. Таким образом, методы, применяемые в области арт – терапии и игротерапии оказывают положительное влияние на развитие и коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы, а также способствуют социальному благополучию детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Следовательно, можно сделать вывод, что результат включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс социализации зависит не только от характера и степени имеющихся в них нарушений и эффективности учебных программ и технологий, но и отношения к таким детям со стороны социального окружения, и прежде всего, от того окружения, в которое ребенок входит, а также от активности социального педагога. Эффективный, безболезненный переход ребенка с особенностями психофизического развития из детства во взрослую жизнь, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности является первоочередной задачей социального педагога и специалистов работающих с данной категорией детей. Это может быть достигнуто социально-педагогической поддержкой и социально-педагогическим сопровождением во время обучения, оказания специальной помощи и поддержки.
Взаимодействие с другими детьми и взрослыми способствует когнитивному, физическому, языковому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленному использованию новых умений и знаний. Взаимодействие между "здоровыми" детьми и детьми с нарушениями психофизического развития в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более отзывчивыми, готовыми к взаимопомощи.
Привлечение детей с особенностями психофизического развития к социальному обучению в форме игровой деятельности предполагает положительное влияние на широкий круг близких для них людей: родителей, других членов семьи.
Вхождение ребенка в круг своих сверстников может способствовать постепенному изменению и психическому состоянию их родителей – ослаблять напряженность, улучшать эмоциональное состояние, повышать эффективность учебно-воспитательной, коррекционной работы. Активное, мотивированное, ценностно-ориентированное и педагогически управляемое участие родителей в учебно-воспитательном процессе будет обусловливать уменьшение их тревог и страхов, мобилизовывать силы на ежедневное и перспективное достижение успеха, по-новому структурировать мировосприятие целой семьи, близких к ней людей.