Елена Ельцына
Использование дымковской игрушки на занятиях как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд даже самый грубый возвышается до творчества.
М. Горький |
Публикация «Использование дымковской игрушки на занятиях как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Для того чтобы дети проявляли свое творчество, воплощали в рисунке, лепке, аппликации задуманное, необходимо:
Создать условия рабочего места (оснащенность и специфика мастерской). На занятиях понадобятся гуашь, карандаши, фломастеры, пластилин, глина,стеки, картон. Кисти разные по ворсу, поролоновые тампоны, ватные палочки, доски, тряпочки, поворотные станки.
Овладение техникой каждого вида изобразительной деятельности, видами росписи, терминологией.
Показать способы подбора необходимой цветовой гаммы. Использовать при этом следующие методические пособия: плакаты,
таблицы с цветосочетаниями, декоративными элементами дымковского промысла углубленную работу лучше начинать с младшей группы: дети знакомятся с игрушкой, рассматривают ее, учатся простым элементам «тычок», «точка», «палочки», «Волнистая линия», «безотрывная», «примакивание», используя при этом палочки и тампоны. Знакомятся с основными цветами в дымке, постепенно добавляя поэтапно оттенки. Здесь чаще используется роспись на бумажных шаблонах посуды, хвост петуха, юбка барышни, полотенце. В средней группе начинают выполнять простой орнамент из дымковских элементов, вырезают из бумаги геометрические элементы и приклеивают их на изделии. В старшей и подготовительной группе цвета, узоры, орнаменты усложняются, уже объемные игрушки из бумаги и глины. Создаются сюжетные композиции.
В процессе обучения лепке используются технологические карты по лепке.
Младшая группа начинает свою работу с простой лепки колбаски, шара, колечка.
Детям младшей и средней группы характерна пластилинография- создание лепных картин с изображением выпуклых объектов на плоскости. Лепка из целого куска приемами вдавливания, вытягивания «уточка», «собачка». В старшей и подготовительной группе усложняется: из отдельных частей. Глина заменяет пластилин.
На занятиях должны использоваться дидактические игры («собери целую игрушку», «обведи и раскрась», «дымковское домино», трафареты). Целесообразно использовать альбомы для детского худ. творчества «Мозайка-Синтез», «Наш вернисаж», «Цветочный мир».
В любом возрасте на занятиях зачитываются стихи, прибаутки, загадки, сказки, в которых раскрывается тот или иной образ, например: «Со студеною водицей возвращалась молодица, как лебедушка плывет, ведра полные несет». «Моя хрюшка, как подушка, мягкая и гладкая, во всем она приятная, только неопрятная». «В красной шляпке на козле скачет молодец в седле».
Готовые игрушки дети любят обыгрывать, показывать родителям на выставке. Это мотивирует их к работе. Дети придумывают про них стихи и небылицы, подключая к этому своих родителей. На занятиях можно показывать слайды, видеоролики, презентации.
Для того чтобы дети стали творческой личностью, необходимо развивать их воображение, поддерживать проявление фантазий, смелости, предоставить возможность для самостоятельности.
Доклад подготовила воспитатель МДОУ детского сада№25 г. Кириши, Ельцына Елена Викторовна
Литература
Величина Г. А. Дымковская игрушка. - «Мозайка-Синтез»,2012
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество-М. : Просвещение, 1985-193с.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, аппликации, лепке: конспекты занятий-Скрипторий, 2003-2008.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М. : «Мозайка-Синтез», 2006-136.
Лыкова И. А. Дымковская игрушка. – «Карапуз Дидактика», 2005.