Светлана Кондрашенкова
Роль дидактической игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактической игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте
Автор: Кондрашенкова Светлана Евгеньевна, воспитатель СОГБУ РСРЦН «Теремок» социально – реабилитационый центр для несовершеннолетних г. Рославль.
Описание материала: предлагаю вам конспект моего выступления на методическом объединении. Материал будет полезен воспитателям, работающим в социально – реабилитационных центрах с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Публикация «Роль дидактической игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте» размещена в разделах
Дидактическая игра вносит разнообразие в воспитательно – реабилитационный процесс. Я применяю её и на прогулке и на занятиях, и в индивидуальной работе с детьми.
Конспект : «Роль дидактической игры в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте»
Игра – основная деятельность детей. Дети не ставят в игре каких то иных целей, чем играть, но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры. Игра является средством первоначального обучения, в ней дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к текущей жизни в доступных формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Основу дидактической игры составляет взаимосвязь игровой деятельности и усвоение знаний. Дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представление детей об окружающем, познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Широко используется взаимосвязь дидактической игры и занятия в воспитательном воздействии на детей. Общим является направленность их содержания на ознакомление детей с фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание – целенаправленное воздействие на развитие разнообразной активной, творческой, мыслительной деятельности детей, которое происходит ив дидактических играх, и на занятиях.
Основными формами обучения детей дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. И на занятиях, и в игре развиваются знания, умения, навыки, отношения.
Оценивая дидактическую игру можно сказать, что наравне с игровыми заданиями и приёмами она позволяет повысить восприимчивость детей,
Разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность. Обучение и игровая деятельность, как форма обучения направлены на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, и сравнения, воображения, развития любознательности и познапательных интересов.
Одна из особенностей задач обучения в дидактической игре – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическая игра лишь отчасти полная система знаний: иногда это «взрыв удивления» детей от восприятия чего – то нового, неизведанного, иногда игра – «поиск и открытие». И всегда игра – это радость, наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.
Основной элемент игры – дидактические задачи, которые определяются целью, обучающего и воспитательного воздействия. Структурный элемент игры – игровая задача. Основа дидактической игры – игровые действия : без них невозможна сама игра. Составной элемент игры – правила, они имеют обучающий, организационный, дисциплинированный характер.
При проведении дидактических игр я уделяю внимание некоторым особенностям в руководстве такими играми:
• Активное участие в игре каждого ребёнка;
• Связь игр с другими видами деятельности детей (экскурсии, наблюдения, труд)
• Создание таких условий, чтобы игры превращались в самостоятельную деятельность детей: умение воспитателя заинтересовать детей играми; наличие в достаточном количестве дидактического материала, игрушек, настольных игр, наличие большого количества дидактических игр, которые можно использовать как в помещении, так и на прогулках.
Объективная, доброжелательная оценка воспитателя при подведении итогов игры является необходимым условием эффективности дидактических игр.
Дети легко запоминают то, что для них интересно, значимо, и с трудом усваивают то, что навевает на них скуку. Шестилетний ребёнок остро нуждается в организации его умственной активности, т. к. он ещё не обладает необходимыми навыками для того, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. В связи с этим главная задача воспитателя пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию, сформировать нравственно – волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиниться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения.
Младшим школьникам трудно принять приказы, запреты. Они не могут долго задерживаться на одном и том же, им быстро надоедает однообразие. Дети стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.
Однако игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учёбе. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры – посилен для всех детей.
2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию
3. В игре должен принимать участие каждый ребёнок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.
4. Подведение результатов игры должно быть чётким и справедливым.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу, например, составляют узор по образцу и др.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относиться большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков, например игра «определи курс движения самолёта»
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность воспитанников, например, игра «Контролёры».
Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Так, в игре «Угадай – ка» дети сами формируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.
Проведение игры требует большого мастерства от педагога.
Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые я активно использую в организации воспитательной деятельности старших дошкольников и младших школьников.
«Добавь следующее» хорошая игра для развития речи и памяти. Ребёнок называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ребёнок называет два слова и добавляет своё и т. д., например:
1. Слон.
2. Слон, тигр.
3. Слон, тигр, лев и т. д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только два, четыре слова, в конце года уже 8 – 10 слов.
Система дидактических игр применяемых в ознакомлении старших дошкольников и младших школьников с основами безопасности жизнедеятельности учитывает возрастные особенности.
Я применяю дидактические игры в соответствии с содержанием своей рабочей программы «Островок безопасности» по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Игра «Слушай сигнал»
Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.
Игровые действия: по сигналу ведущего первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передаёт каску следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
«Пожароопасные предметы»
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия:
Называть предмет по порядку.
Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры : утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка. котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт и т. д.
«Луч фонарика»
Цель: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.
Игровые действия: рассматривать детали изображения, узнавать и называть предмет.
Игровые правила: быстро узнать предмет по детали изображения.
«Потуши огонь» игра – эстафета
Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.
Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу.
Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 5-6 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим, стоящая справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) – «тушат огонь».
«Как избежать неприятностей»
Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках
Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.
Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением.
«Опасно – неопасно»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
«Наша улица или светофор»
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.
«Дорожные знаки»
Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми предупреждающими знаками.
Игровые действия: детям предлагается выступить в роли инспекторов ГАИ в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно – транспортных происшествий.
«Чтобы не случилось беды»
Цель: знакомить детей с правилами поведения на улице, на дороге; закреплять знания о дорожных знаках.
«Перекрёсток»
Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекрёсток, с правилами перехода на перекрёстке; закреплять правила дорожных знаков.
«Найди свой знак»
Цель: закреплять полученные знания детей о различных видах дорожных знаков.
Игровые действия: дети получают знаки (предупреждающие, информационные, указательные, запрещающие) и группируются по 4-6 человек. В разных углах комнаты. В каждом воспитатель ставит на подставе геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). По сигналу воспитателя «Знаки разбежались» дети расходятся по площадке группами или поодиночке. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.