Петухова Анастасия
Использование дидактических игр в развити и речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Лесная сказка»
Сообщение – презентация на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила: воспитатель Кашинцева Анастасия Александровна
с. Верховажье, ноябрь 2021 года
Слайд 2.
Публикация «Использование дидактических игр в развити и речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Слайд 3.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Слайд 4.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя такие задачи:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения).
Слайд 5.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра дошкольников :
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Слайд 6.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Слайд 7
Использование дидактических игр способствует решению многих задач:
Формировать грамматический строй языка и т. д.
Развивать мелкую моторику пальцев рук и произвольное внимание у детей и сосредотачиваться на поставленной цели.
Побуждать детей к общению друг с другом и объяснению всех своих действий.
Обогащать словарь и совершенствовать разговорную речь;
Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
Воспитывать у детей уверенность в себе.
Слайд 8.
Для того, чтобы дидактическая игра имела значение в развитии речи детей и повысился интерес к игре, важно придерживаться следующих требований.
1. дидактическая игра должна наделяться упражнениями, полезными для умственного развития;
2. должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей и препятствий;
3. игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовольствие.
Слайд 9.
Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом.
Представляю вашему вниманию дидактические игры для развития речи из моего педагогического опыта.
Игра «Чей малыш?
Цель: Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи. Произнесению звукоподражаний: громко, тихо.
Игра предназначена для детей от 3-х лет.
Материалы: Картинки-пазлы с изображением взрослых животных и их детенышей.
Слайд 10.
Игра: «Мими мемо. Мамы, папы и детишки»
Цель: игра для тренировки визуальной памяти, расширения кругозора и словарного запаса. Она поможет развить внимательность и умение сопоставлять и сравнивать.
Игра научит детей не только отличать одних животных от других, но и запомнить, как называются звериные семьи. Как "зовут" маму папу и детеныша. В наборе 30 карточек из плотного картона с парными изображениями. Также в комплекте буклет-инструкция с описанием семей, забавных фактов и привычек животных, изображенных на карточках.
Слайд 11.
Игра: «Мемо- сказки»
Цель: Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
«Мемо» – «Сказки» - интересная игра с простыми правилами, где дети могут выиграть у взрослых! Играя в неё можно развить память и внимательность, фантазию, словарный запас и воображение. Сказки – это то, что сопровождает ребенка с самого-самого детства. От самой первой «Курочки Рябы» и до современных сказок, которые дети слышат и видят каждый день. Но эти сказки уже кто-то рассказал. Игра предлагает ребенку самому придумывать сказки со случайно выбранными героями. Игра состоит из карточек с парными изображениями. Всего 15 пар (30 карточек). 8 пар карточек с добрыми сказочными героями, 7 пар карточек с отрицательными персонажами.
Слайд 12.
Д/И «Мнемотаблица. Расскажи о животном»
Цель:
1. Развивать умение выделять и называть характерные особенности домашних животных.
2. Развивать умение использовать схематические изображения для составления связного высказывания из 4-5 предложений.
3. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме
Слайд 13.
Настолько-печатная игра: Лото «В гостях у сказки»
Цели: - углублять и обобщать знания детей в жанре сказок, создавая эмоциональный настрой;
- развивать выразительность речи и пантомимики детей, чувство ритма, умение согласовывать движения со словами
Слайд 14.
Дидактическое пособие «Сказочный театр на палочке»
Цель:
пополнение и обогащение словарного запаса детей;
формирование представления детей о героях русско-народных сказок;
развивать художественно-эстетическое восприятие детей.
Слайд 15.
Огромную роль в речевом развитии дошкольников является семья. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет в организации дидактических игр, в домашних условиях. Полезную информацию для родителей необходимо доводить через беседы, консультации, родительские собрания. Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.
Интересным и полезным является раздел уголка для родителей «Консультации», здесь родители знакомятся с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, необходимо учитывать большую загруженность родителей домашними делами, поэтому рекомендуется играть с детьми даже на кухне.
Слайд 16.
Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. Я считаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, внесут занимательность в процесс образования. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.