Получи документы

Использование дидактических игр в коррекционной работе над ФФН с детьми с ЗПР

Мария Дорохова
Использование дидактических игр в коррекционной работе над ФФН с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Использование дидактических игр в коррекционной работе над ФФН с детьми с ЗПР

Эффективным способом коррекции и развития речи старших

дошкольников с ЗПР является игровая деятельность.

По мнению Л. С. Выготского игры является ведающей деятельностью

для дошкольников. Я. А. Коменский подчёркивал, что игра – серьёзная

умственная деятельность, которая образует условие для формирования

различных способностей ребенка.

Темочки:

Педагоги и специалисты дошкольного образовательного учреждения

могут использовать игровую деятельность для развития разных сторон

познавательной сферы, в качестве обучения различным действами с

предметами, способов и средств общения.

В методической литературе выделены несколько основных значений

игровой деятельности для дошкольников с ЗПР:

игра – деятельность, в которой дети вступают в коммуникацию со

сверстниками, где их объединяют совместные усилия, объединяет единая

цель и интересы;

• игра учит дошкольника подчинять свои действия и мысли

определенным рамкам, воспитывая целеустремлённость и усердие;

• игровая детальность является для детей формой социализации, так как

в ней они имеют возможность чувствовать себя членом коллектива,

адекватно оценивая, как собственное, так и поведение сверстников;

• знания, которые были получены в ходе учебных занятий, могут

подкрепляться в игровом процессе [1].

При применении игровой деятельности, способствующей

коррекционному воздействию речи детей с ЗПР, необходимо учитывать

особенности их познавательного потенциала. Так как значимыми

характеристиками познавательной сферы детей с ЗПР являются: дефицит

внимания, общее снижение работы памяти, недостаточный уровень

сформированности словесно-логических действий к концу дошкольного

возраста, то это ограничивает выбор средств для коррекции речи. Кроме

того, на фоне запоздалого формирования речевой деятельности, они имеют

низкую потребность в общении и заинтересованность в установлении

социальных связей, пассивный словарный запас, отстранённость и бедность

речевого общения [2].

Для дошкольников с ЗПР, по причине наличия трудностей при

формировании новых образов, создание воображаемой игровой ситуации

усложняется. Кроме того, их потребность в игровой деятельности снижена:

игровое поведение чаще отмечается при вмешательстве взрослого, который

побуждает ребёнка к игре [3].

Дидактическая игра является коллективной, целенаправленной

деятельностью, в которой каждый ребенок или команда детей объединяются

решением основной цели, ориентируют свое поведение на выигрыш. Такая

игра позволяет приобрести ряд умений и развить у детей необходимые

качества.

Дидактические игры, применяющиеся в отношении детей, имеют

следующие отличительные черты:

• по причине недостаточного уровня развития некоторых видов

мышления, опорой в игре является взрослый, а не предметы;

• важно постоянно обращать внимание дошкольников с ЗПР на

сюжетную линию, цель игры, нежели на выполнение определенных

действий;

• руководит игрой взрослый.

Ребенку с ЗПР необходимы игры, в которых они смогут вступить в

контакт, как взрослыми, так и со сверстниками.

Дидактические игры, используемые специалистами в работе с

дошкольниками с ЗПР, подбираются так, чтобы была возможность их

применения для конструирования и развития сюжетной линии. Через такую

работу закрепляются знания, формируется мотивационная готовность

использовать их для деятельности.

У дошкольников с ЗПР во время игр наблюдается социальная

ориентированность: они следят как за своим, так и за поведением дргуих

участников игры [4].

Стоит отметить, что во время использования дидактических игр

необходимо применять принцип систематичности: планомерно применять

различные по форме и содержанию игры. Поэтому в отношении старших

дошкольников с ЗПР используют ограниченное число игр.

Примерами таких игр выступают: «Семья», «Больница», «Магазин»,

«Стройка», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа».

Развитие фонематического восприятия и слуха, формирование речевых

умений и навыков дошкольников с ЗПР успешно идет через включение

знаний, полученных в дидактических играх в театрализованная деятельность.

С. Н. Пирко выделяет положительное влияние театрализованных игр на

коммуникативные навыки дошкольников с ЗПР:

дети чувствуют себя частью команды, в которой главная цель –

порадовать зрителей;

• у детей проявляется эмпатия – у них появляется возможность

сопереживать героям сценки, проявлять различные виды эмоций, опираясь на

историю персонажа;

• применение театрализованной деятельности помогает корректировать

такие первичные дефекты при ЗПР, как неустойчивое внимание, пониженная

концентрация, речевые дефекты, недостаточный объем памяти [5].

По мнению Л. Е. Мазаевой для развития речевой активности в игровой

деятельности необходимо использовать русские народные сказки. По ее

мнению, дети являются наиболее восприимчивыми именно к таким сказкам

[6, с. 17]. Примерами произведений, которые можно использовать являются

«Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Бычок-смоляной

бочок». Выделяют игры, призванные обучать ребенка с ЗПР ставить партнера

в центр своего внимания, принимать его позицию, объяснять ему цепочку

собственных действий Примерами таких дидактические игры являются:

«Мозаика», «Вежливые слова», «Подарок для всех», «Волшебный букет

цветок» [7]. Помимо вида применяемой игры, ключевую роль в развитии

речевых навыков дошкольников с ЗПР имеет деятельность специалиста.

Воспитатель, логопед, дефектолог должны пытаться создавать такие игровые

ситуации, которые будут побуждать ребенка к речевому общению.

Специалистам необходимо строить образовательный процесс с опорой

на следующие принципы:

• принцип последовательности, подразумевает применение игровой

деятельности от простых, к более сложным;

• принцип систематичности занятий означает необходимость внедрения

игр регулярно, с определенной частотой повторяемости;

• предлагаемые игры должны быть понятны и доступны для ребенка с

ЗПР [8].

О. А. Никульшина считает, что преимуществами использования игр в

коррекции звукопроизношения дошкольников с ФФН являются:

учет ведущей деятельности ребенка;

• создание максимально благоприятных условий, позволяющих

воздействовать на ребенка;

• возможность использования данного метода как на индивидуальных

занятиях, так и на групповых.

Кроме того, использование игровых технологий в коррекции

звукопроизношения позволяет решить следующие задачи:

• игровые методы способствуют повышению работоспособности

дошкольников;

• способствуют повышению мотивации ребенка с ФФН к правильному

произношению;

• активизируют психические процессы ребенка (память, внимание и

мышление, также необходимые для верного звукопроизношения ребенка;[/i]

позволяют быстрее добиваться цели логопедической работы (верное

произношение ребенком с ФФН звуков);

• вызывают позитивное отношение дошкольника к процессу

постановки звуков [9].

Стоит отметить, что дидактические игры, при коррекции

звукопроизношения дошкольников с ФФН при ЗПР могут быть

использованы на всех этапах логопедической работы:

подготовка к произнесению звука;

постановка звука;

автоматизация звука в речи ребенка.

Рассмотрим, игры, которые могут быть использованы при коррекции

звукопроизношения:

1. Игры, позволяющие подготовить артикуляционный уклад к

правильному произношению шипящего звука (виды игр, включающие в себя

артикуляционные упражнения «горячо-холодно», «веселый язычок»,

дыхательные игры, например «кораблик», «футбол», «снег» и т. д.).

2. Игры, направленные на артикуляцию шипящих звуков. Данные игры

позволяют ввести в речь дошкольника с ФФН «правильные» шипящие звуки.

(Примеры игр: «ручей», «скажи словечко», «пчелиный улей», «поймай звук

Ш» и т. д.).

3. Игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию шипящих

звуков. Данные игры позволяют ввести в речь ребенка с ФФН верное

произношение шипящих звуков. (Примеры игр: «Маша и Саша», «собери

корзинку», «холодильник овощей», «поймай звук», «разложи вещи по

корзинкам» и т. д.).

4. Игры, направленные на артикуляцию сонорных звуков (Л-ЛЬ, Р-Рь).

Данные игры обеспечивают постановку сонорных звуков. Прежде всего в

данную группу входят игры, направленные на обеспечение правильной

артикулиции, необходимой для произнесения ребенком звука, игры,

направленные на формирование дыхания, а также игры, позволяющие

сформировать необходимый уклад. (Примеры игр: «пароход», «волшебная

палочка», «рисуем на язычке зубной щеткой», «параход», «змейка»).

5. Игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию сонорных

звуков. Данные игры позволяют формировать навыки различать ребенком

звуки Л-ЛЬ, Р-Рь, а также обеспечивают правильное произношение ребенком

слов, в которых встречаются данные звуки. (Примеры игр: «лабиринты»,

«пилот Слава и летчик Алексей», «животные», «составь слова», «назови

слово изменив звук» и т. д.).

6. Виды игр, направленные на постановку и автоматизацию прочих

звуков. Данные игры используются при определенных, специфических

нарушениях звукопроизношения у дошкольников с ФФН.

Таким образом, ФФН – это различные речевые расстройства, связанные

с дефектом произношения и восприятия фонем. Для детей с ЗПР и имеющих

вторичное отклонение в виде ФФНР характерно специфическое

формирование речевых процессов, в частности нарушение

звукопроизношения, что в свою очередь является проблемой в обучении и

развитии дошкольника. Следовательно, перед современной логопедией стоит

важная задача: поиск путей формирования звукопроизношения у детей с

ФФН при ЗПР. Одним из наиболее продуктивных методов коррекции

звукопроизношения у детей с ФФН является дидактическая игра.

Использование игр в работе логопеда с детьми с ФФН является важным

условием успешной коррекции звукопроизношения. Метод игровых

технологий понятен и доступен для детей дошкольного возраста, ведь игра

является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Используя игры, ребенок с ЗПР учиться, овладевает важными речевыми

навыками, развивает познавательную сферу, овладевает навыками

саморегуляции поведения в разных ситуациях.

Список литературы:

1. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст]: учебное

пособие / Е. В. Лаврова. – М. : В. Секачев, 2013. – 183 с.

2. Российская, Е. Н. Дислалия: методика постановки звуков

[Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Российская Е. Н. ,

Гаранина Л. А. – Курск: КГУ, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь [Текст]: учебное

пособие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста / О. А. Козырева,

Н. Б. Дубешко. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 119 с.

4. Логопедия: теория и практика [Текст]: учебник [Туманова Т. В. ,

Алмазова А. А., Волосовец Т. В. и др. ] ; под редакцией д. п. н. профессора Т. Б.

Филичевой. – М. : Эксмо, 2021. – 604 с.

5. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой

психологического развития : материал для логопедов, дефектологов,

психологов [Текст] / И. Д.  Коненкова. – М. : ГНОМ и Д, 2005 (Домодедово :

ДПК Роспатента). – 80 с.

6. Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с

задержкой психического развития [Текст] / Н. Л. Белопольская. – М. : Когито-

Центр, 2009. – 183 с.

7. Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия [Текст]: учимся

говорить правильно: для детей 4-5 лет / Е. Ю. Климонтович. – М. : Теревинф,

2016. – 88 с.

8. Гончарова, В. А. Практикум «Логопедия. Расстройства фонационного

оформления высказывания.  Дислалия» [Текст] : учебно-методическое

пособие / Гончарова В. А., Кац Е. Э. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И.

Герцена, 2022. – 205 с.

9. Борозинец, Н. М. Логопедия [Текст]: фонетико-фонематическое

недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия: учебное пособие / Н. М.

Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. – Ставрополь: Изд-во

СКФУ, 2016. – 202 с. Буковцова, Н. И. Методические рекомендации для

педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей. Развитие

фонематического слуха в системе коррекционной работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н. И. Буковцова, И. Н.

Шапкина. – М., 2000. – 36 с.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопеда Во время занятий с дошкольниками использую игры и упражнения, которые развивают эмоциональный интеллект. Прежде всего используются такие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр в коррекционной работе над ФФН с детьми с ЗПР
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 10:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр в коррекционной работе над ФФН с детьми с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Дорохова (УИ 1089333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД