Оксана Захарова
Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр при ознакомлении
дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению –
искусство народное : народ создает вещи, народ находит им нужную форму и
Публикация «Использование дидактических игр при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения
передает нам в наследство.
Большое внимание в своей работе по использованию декоративно-
прикладное искусство мы уделяем дидактической игре. Опыт показал, что
использованные в работе дидактические игры способствуют закреплению
приобретенных знаний умений и навыков, личностному росту ребенка. Они
помогают качественным изменениям, происходившим в интересах
дошкольника. Дидактические игры включаем в структуру любого занятия и
не только по изобразительной деятельности. Например, игру «Расписная
сказка» использовали на занятии по познавательному развитию для
ознакомления детей с народными промыслами. Некоторые игры проводили
как сюжетно-ролевые. Например, игра «Художественный салон», где
выбирается водящий продавец, а остальные игроки покупатели. Покупатель
описывает предмет, который хотел бы приобрести, не называя его ( например:
я хочу купить игрушку, которую делают из дерева и расписывают яркими
узорами из цветов, ягод, листиков). Так же игру можно использовать в
начале занятия для постановки проблемной ситуации.
Дидактические игры используем в свободное от занятий время и по
инициативе ребенка, пользуемся лэпбуком «Народные промыслы». Где
расписываем разными росписями чашки и блюдца для чайной пары, играем
в игры «Собери пару»,»Повтори узор». В результате согласованных,
дружеских действий получаются интересные игры.
Дидактические игры вносим в предметно-развивающую среду для
самостоятельной художественной деятельности. В условиях самостоятельной
деятельности с дидактическими играми происходит процесс саморазвития
личности. Однако, самостоятельная деятельность детей в ходе дидактической
игры различна в разные возрастные периоды, что связано с возрастными и
индивидуальными психофизическими возможностями дошкольников в
овладении правилами игр, осознанием их содержания. Поэтому, сначала мы
показываем детям, как играть в ту или иную игру. Затем предлагаем игру на
творческом уровне, то есть, используем различные варианты заданий в
процессе игры. Например, в игре «Что изменилось» предлагаем детям найти
отличия на парных картинках. Затем усложняем, просим объяснить ошибки в
росписи, назвав правильно промысел и его элементы. В играх даем задания,
побуждающие инициативу, дающие простор для творчества их вариативного
решения, детских высказываний. Более простые в решении творческих задач дидактические игры, которые
детям не интересны и не отвечают их потребностям, заменяем другими,
более сложными, новыми.
Стараемся обеспечивать доступность игр не только по содержанию, но и
по расположению в групповом помещении.
Поэтому, дидактические игры по декоративно-прикладному искусству
расположили в ИЗО уголке, чтобы дети могли использовать изобразительные
средства, картинки-подсказки и так далее для решения задач, предлагаемых
правилами и содержанием игр.
Яркие впечатления от эстетически оформленных игр, доступных и
понятных ребенку карточек, картинок, заданий, их многофункциональности
развивают способность у детей к переносу, варьированию, поиску способов
создания изображений в будущей продуктивной деятельности, побуждают к
творческому поиску в создании изображений.
Если же ребенок чувствует недостаток информации, то некоторые из
созданных дидактических игр помогают восполнить пробел на опытно-
экспериментальном уровне. Получение ответа в ходе эксперимента с
краской, линией и т. д. стимулирует ребенка применить те же действия в
своем продуктивном творчестве.
Благодаря проделанной нами работе, дети ознакомились с разными
видами декоративно-прикладного искусства, предметами быта, кружевами.
Дети научились замечать и выделять основные средства выразительности
изделий различных народных промыслов, приобрели практические умения с
различными изобразительными материалами. У детей появился интерес к
истории и культуре нашего народа. Дети научились видеть красивое вокруг
себя, выражать свои впечатления. Приобрели трудовые навыки и умения,
стремясь овладеть традиционным мастерством. Ребята с уважением
относятся к труду народных мастеров. К их произведениям народного
декоративно-прикладного искусства.