Светлана Курик
Использование дидактических игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей. Разные подходы к детской игре отражены в ряде работ ведущих специалистов сферы образования. Л. С. Выготский объяснял сущность детской игры как формы общения. Д. Б. Эльконин игру считал формой деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых. А. В. Запорожец игру называл условием умственного развития. Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Публикация «Использование дидактических игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Изменения в психике ребенка, обусловленные игрой, настолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.
А. В. Запорожец отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив. Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. «Характер этого действия - игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта».
Л. С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
С точки зрения А. К. Бондаренко, дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. «Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности».
Использование дидактических игр как средства обучения дошкольников Н. Ф. Губанова определяет рядом причин:
- опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в воспитательно-образовательный процесс;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
- недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание воспитательно-образовательный деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей [10].
Т. Р. Тенкачева отмечает, что дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Т. Р. Тенкачева выделяет следующие структурные составляющие дидактической игры : «дидактическая задача; игровые действия; правила игры; результат».
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Е. О. Смирнова подчеркивает, что «дидактические игры направлены на представлений об окружающей действительности, формирование умений действовать по заданным правилам (алгоритмам, формирование навыков планирования и регулирования деятельности во времени в зависимости от действий партнера по игре».
Как отмечает Н. В. Гришина, при «организации дидактической игры следует учитывать, что она имеет свою устойчивую структуру: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры (данные структурные элементы взаимосвязаны между собой и отсутствие отдельных элементов разрушает игру)».
Е. Н. Панова предлагает проводить дидактические игры по следующим этапам:
1) организационно-подготовительный (выбор игры, разработка сценария, подготовка дидактического материала);
2) собственно игровая часть;
3) подведение итогов игры с детьми;
4) методический анализ игры педагогом.
Дидактические игры используются на всех этапах обучения: игры готовят детей к восприятию нового материала, с помощью игр вводится и закрепляется новый материал, игры применяются для повторения ранее изученного материала, а также в режимные моменты (на прогулке, экскурсии, во время умывания, подготовки к прогулке и др.).
Е. О. Смирнова выделяет в дидактической игре следующие умения, действия: «распределение функций между участниками деятельности, объяснение, разъяснение правил, контроль за действиями партнеров по игре и за своими собственными».
Исследования Я. Л. Коломинского показали, что знание правил еще не обеспечивает игре совместного хода: дети должны осознанно относиться к правилам игры как к закону действий, обязательному для всех; дети должны осуществлять контроль за действиями играющих. Автор делает вывод, что «организация самостоятельной совместной деятельности зависит от строения самой игры, от особенностей ее правил, и, что эта проблема требует дальнейшего изучения».
Дидактическую игру как форму обучения детей, рассматривает А. К. Бондаренко. Автор в своем исследовании показала отличие дидактической игры как формы обучения от обычных занятий: «дидактические игры содержат в большей мере загадки, предположения, головоломки, несущие в себе проблемность, которая является мощным стимулятором умственной активности детей».
В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Такие игры решают конкретные задачи обучения, в них прослеживается как воспитательное, так и развивающее составляющее. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и эффективным средством умственного развития.