Екатерина Холманских
Использование дидактических игр и упражнений для формирования грамматической стороны речи и навыков звукового анализа у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Одинцовский лицей №6 им. А. С. Пушкина дошкольное отделение – детский сад №80
Опыт работы.
«Использование дидактических игр и упражнений для формирования грамматической стороны речи и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
Оборудование: интерактивная доска, конструктор «Lego», «Пирамида», «Ребусы», «Друдлы», «Синквейн».
Хорошая, правильная речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры.
Все дидактические игры по развитию речи можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В своей работе я активно использую следующие игры по развитию речи.
Игра «Пирамида»
Эта игра помогает мне готовить детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Материал: предметные картинки
1 вариант
Цель: учим определять количество звуков в словах (в презентации на слайде)
Ход игры: предложить ребенку сделать пирамиду из предметных картинок. Вверху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из двух звуков, ниже- из трех, еще ниже-из четырех, а в самом основании-картинки из пяти звуков. Ребенок проговаривает названия картинок и определяет количество звуков в них, а затем помещает картинки в нужный ряд.
2 вариант
Цель: закрепляем умение определять количество слогов в словах (на картинке)
Ход игры: так же предлагаем ребенку сделать пирамиду из предметных картинок. В нижнюю часть пирамиды ребенок выкладывает картинки с предметами, состоящими из одного слога, выше – из двух слогов, третий ряд – слова из 3 слогов, и самый верхний ряд, слова состоящие из 4 слогов.
3 вариант
Цель: закрепить умение определять количество слогов в слове и учить составлять новые слова.
Ход игры: «Придумай слово длиннее». Ребенок должен изменить односложное слово так, чтобы оно состояло из двух или трех слогов. (Кот, кошка, котенок). Придуманные детьми слова проговариваются, делятся на слоги и выстраиваются в пирамиду.
Игра «Ребусы»
Цель: учить составлять новые слова, упражнять детей в выделении первого звука в словах.
Материал: карточки с предметными картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.
Ход игры: воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно не обычное, так как состоит из картинок. Нам нужно прочитать это слово, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, затем найдем нужную букву и выложим новое слово.
Lego - технологии для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Применение Lego-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, что способствует формированию грамматически-правильной речи (навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формированию существительных с предлогами и без).
«Лего» – конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому я пришла к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» - технологий сделает наш процесс более результативным. Дети будут воспринимать непосредственно образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Техника – «Друдлы»
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, на что похоже изображение на картинке. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле что-то особенное и необычное – поздравляем – вы человек оригинального творческого мышления!
Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассмотреть картинки и предложить несколько разных интерпретаций к изображениям.
(Показ картинок)
Слово синквейн означает почти дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам».
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Метод синквейна на занятиях воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
Игра с воспитателями.
Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.
Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
На первый раз предложу вам сама тему: «деревья», например.
Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.
1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева (я пишу - береза).
2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белоствольная, высокая).
3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, шелестит, завораживает).
4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.
(Я люблю сидеть под березой)
5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (отдых).
- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквейн: «Береза. Белоствольная. Высокая. Растет, шелестит, завораживает. Я люблю сидеть под березой! Отдых!»
-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2 человека.).
Заключение.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием занимают достойное место в педагогическом процессе. Они представляют большую ценность в развитии детей дошкольного возраста, так как опыт ребенка формируется в игре, потому что освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями, развивают мышление, общительность.
Список литературы:
1 Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. - М., 2006 - 177 с.
2 Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение,
1991 - 160с.
3 Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н. Т.
Гринявичене // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции).
- М., 2006 - 311 с.