Елена Дмитриева
Использование дидактических игр для развития зрительной памяти старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение памяти в жизни человека очень велико, абсолютно всё, что знает и умеет человек есть проявление способности мозга запоминать и хранить в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
Дошкольное детство - время природной, непосредственной, непроизвольной памяти. В пору дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.
Публикация «Использование дидактических игр для развития зрительной памяти старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, – подчеркивал Л. С. Выготский, – является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль.
Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.
Зрительная память – это особый вид запоминания информации, который связан с внешним восприятием мира (внешняя красота). В его основе лежат исключительно зрительные образы : пейзажи, лица людей, определенные предметы, схемы, чертежи и пр.
Зрительная память, как и память в целом, нуждается в постоянных тренировках. Регулярное выполнение упражнений позволит улавливать новую информацию на лету, вспоминать ее в нужный момент. Работа по развитию зрительной памяти наиболее эффективно реализуется в игре, поскольку игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, оказывающий существенное влияние на развитие всех сторон психики ребенка. В игре непроизвольно запечатляется материал, на запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.
Согласно исследованиям познавательных процессов А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др., особое значение в развитии памяти отводится дидактическим играм, так как дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, в ходе которой создаются благоприятные условия для того, чтобы, решить задачу, поставленную перед ребёнком – запомнить и припомнить. Использование дидактических игр на занятиях и в режимных моментах, является отличным методом развития произвольной зрительной памяти старших дошкольников. Для развития зрительной памяти необходимыми условиями являются всевозможные наглядные пособия: добротно иллюстрированные учебные материалы, фильмы, обучающие компьютерные программы. На увиденном нужно сосредоточить внимание ребенка и обязательно обсудить, обеспечив таким образом повторение информации, которую нужно запомнить.
В старшем дошкольном возрасте значительного развития достигает произвольная зрительная память. Увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок старшего дошкольного возраста в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10 - 15, после их однократного предъявления.
Развивать произвольную зрительную память ребенка старшего дошкольного возраста необходимо. В этом возрасте ребенок еще не может удержать что-то в памяти вне конкретной деятельности. Поэтому лучше всего развивать память в игровой деятельности. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.
Дидактические игры широко применяются в дошкольной образовательной организации как самостоятельный вид деятельности и игровой метод обучения, так и организуется непосредственно образовательная деятельность в форме дидактических игр. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Анализ исследований позволяет конкретизировать психолого-педагогические условия по развитию произвольной зрительной памяти в старшем дошкольном возрасте посредством дидактических игр :
1. Первым важным условием эффективного запоминания является подача игр и упражнений, в которых используются реальные предметы, например, запоминание визуально представленного ряда, восстановление деформированного ряда предметов.
Лишь тогда, когда детям будет доступно лёгкое узнавание и запоминание, можно использовать цветные и чёрно-белые изображения предметов, схематические изображения и чертежи. В своей работе мы используем такие игры как : «Назови предметы по их контурам». Задание: рассмотри и запомни рисунки. Нарисуй их по памяти в рамках справа, раскрась; «Найди знакомые геометрические фигуры». Задание: круги раскрась зелёным цветом, прямоугольники – жёлтым, квадраты – красным цветом; «Запомни картинки» (кукла, домик, телевизор, дерево, яблоко, банка варенья, ручка, лодка). Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Пример: «Жила-была кукла. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, села в лодку и отправилась в путь». Составив рассказ, можно запомнить все слова.
2. Процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное положение частей объекта или объектов относительно друг друга, их количество. Восприятие детьми незнакомых или малознакомых объектов взрослый должен сопровождать словесным объяснением и контролировать действия детей.
3. Важным моментом в развитии произвольной зрительной памяти старших дошкольников является обучение приемам запоминания.
З. М. Истомина утверждает, что овладение приемами запоминания зависит: от степени освоения соответствующих мыслительных операций; от содержания и характера материала; от характера обучения; от наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.
4. Среди условий продуктивности запоминания следует отметить понимание ребенком материала. То, что ребенку понятно – запоминается быстрее и прочнее, потому что содержательно ассоциируется с прошлым опытом, с уже усвоенными раннее знаниями. Непонятный же материал обычно не вызывает у дошкольников интереса.
5. Также следует уделять внимание правильной организации повторений. Необходимо правильно распределить повторения во времени; менять форму повторений, то есть одни и те же задачи решать на новом содержании.
6. Еще одним психологическим условием развития произвольной зрительной памяти старших дошкольников в процессе игры является обогащение зрительного опыта посредством использования наглядного материала. С целью обогащения зрительного опыта детям должны предъявляться такие объекты, которые имеют характерную форму, яркую цветовую насыщенность, отличительный характер поверхности, контрастность по отношению к фону.
Дидактическая игра - это единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их основным источником, а также формирование более совершенных познавательных навыков и умений - сенсорных, интеллектуальных, мнемических. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты.
Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Кто быстрее соберёт?» обучающая задача такова: развитие дифференцированности восприятия объектов, запоминание свойств предметов, узнавание их на основе выделенных свойств. А детям предлагают следующую игровую задачу: запомнить лежащие на столе предметы и с закрытыми глазами с максимальной быстротой собрать эти предметы в том порядке, который указывает ведущий. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т. п.
Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др.
В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры : ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком.
Правила дидактической игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке). В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово).
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия.
Продуктивность развития зрительной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры в силу психологических особенностей детей намного выше, чем в других видах деятельности. Поэтому в работе с дошкольниками следует использовать как можно больше дидактических игр. Развитие зрительной памяти в форме дидактических игр отвечают возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста : эмоциональности, непроизвольности психических процессов и поведения, потребности в активных действиях.