Татьяна Архипова
Использование детского развивающего игрового компьютера для коррекции речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование детского развивающего игрового компьютера для коррекции речи детей с ОНР
Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной, возникает самостоятельная игровая деятельность. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности.
Темочки:
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра – наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником информации, методом воспитания, обучения и развития дошкольников. С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей детей, их воспитания и развития. Психологическое значение игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребёнка – способность к самооценке (оценке своих достижений, умений, успехов).
Если игра включается в целостный педагогический процесс, она является одновременно и средством первоначального обучения, и средством воспитания.
К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребёнка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями умения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество остается на стороне игры». Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, но никогда не развивающим, чего нельзя сказать о роли игры как коррекционного средства для детей с нарушением речи.
Один из важных видов работы с детьми – логопатами – это коррекционно-развивающие игры. В современной коррекционной педагогике накоплен значительный материал по коррекционно-развивающим играм. Представляют интерес коррекционно-развивающие игры, предложенные Лопухиной И. С., Швайко Г. С., Селиверстовой В. И., Максакова А. И., Тумановой Г. А. Смирновой Л. Н. Игры представляют собой варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико-грамматическими заданиями. Коррекционно-развивающие игры имеют сугубо вербальный характер, при этом их речевой материал максимально насыщается автоматизированным звуком. Ценность коррекционно-развивающих игр в том, что на одном материале в комплексе решается несколько задач: по произношению, формированию грамматически правильной речи, развитию психических процессов (памяти, внимания, активизации и обогащении словаря.
Нами разработано игровое пособие «Детский развивающий игровой компьютер» (далее ДРИК, с помощью которого в игровой форме решаются в комплексе коррекционно-педагогические задачи для детей с нарушениями речи. ДРИК разработан с опорой на программу детского сада и специализированную программу для детей с нарушениями речи.
Цель ДРИК:
• познакомить детей с детским развивающим игровым компьютером, научить пользоваться им, вызвать интерес и желание решать речевые задачи с его помощью;
• коррекция речи детей.
ДРИК оборудован следующим материалом:
• пробки с изображением знаковых символов (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, времена года);
• пробки со схематичным изображением сказочных героев;
• пробки со схемами предложений;
• наборы мелких пробок для звуко-буквенного анализа слов;
• предметные картинки по всем лексическим темам;
• сюжетные картинки;
• иллюстрации к сказкам;
• набор листов, карандашей, фломастеров для практической деятельности;
• наборы пробок (звуковых символов) по временам года: зима, весна, лето, осень;
• набор пробок с изображением цифр;
• карточки с графическими диктантами.
К ДРИК оформлен дидактический материал:
• классификация предметов по лексическим темам;
• составление сказок с проблемными сюжетами;
• предмет и его части;
• подбери картинки к заданному звуку;
• определение гласных звуков по артикуляции и подбор слов;
• чтение слов и подбор соответствующих картинок;
• картинки на подбор односложных, двух-сложных, трехсложных и четырехсложных слов;
• ребусы;
• изографы;
• согласование числительных с существительными;
• согласование прилагательных с существительными;
• составление логических цепочек;
• геометрические фигуры «Подбери по форме»;
• математические задачки;
• игра «Мультлото»;
• последовательность рисования растений;
• графические диктанты;
• ознакомление с органами осязания.
С помощью ДРИК проводятся коррекционно-развивающие игры по следующим направлениям:
• Развитие мелкой моторики;
• Формирование цветовосприятия, цвето-различения;
• Формирование грамматически-правильной речи;
• Подготовка к обучению грамоте;
• Формирование связной речи;
• Развитие элементарных математических представлений: количество и счет, форма решения задач;
• Развитие графомоторных навыков.
Перечень развивающих игр к ДРИК
Развитие речи
• Составь сказку, рассказ по пиктограммам.
• Опиши животных, овощи, фрукты, ягоды, времена года по знаковым символам.
• Моделирование сказок.
• Игры на классификацию предметов. • Назови части предмета.
• Логические цепочки.
• Мы похожи.
• Посчитай предметы.
• Какой? Какая? Какое?
• Четвертый лишний?
• Д/у «Один, два, одно»
• Д/у «Мой, моя, мое».
Обучение грамоте
• Магазин игрушек.
• Ребусы.
• Изографы.
• Словарное лото.
• Найди слово по артикуляции. • Звуковые дорожки.
• Звуковые цепочки.
• Игры «Живые звуки».
• Запомни, назови.
Игры на развитие лексико-грамматических компонентов языка.
Игры по обучению грамоте и звукопроизношению
Игры «Кто внимательный?»
Цель игры: Упражнять детей в подборе слов к данному звуку-символу. Учить определять позицию звука в слове. Учить проводить звуковой анализ слов. Совершенствовать фонематический слух. Автоматизация звуков.
Описание игры
• Ребёнок вращает первый цилиндр, находит заданный звук-символ и подбирает к символу картинки, в названии которых есть данный звук, вращая второй, третий, четвертый, пятый цилиндр.
Например, звук Л, Р.
• Определяет позицию звука в слове.
o Придумать новые слова к звукам-символам.
o На клавиатуре из пробок выложить схему слова и сделать звуковой анализ слова.
o Придумать с этими словами предложения. Составить схему предложения, сделать звуковой анализ.
o Придумать предложения с союзом «А» по паре слов.
Игра «Звуковые цепочки»
Цель: Развивать у детей фонематический слух. Учить определять в слове последовательность звуков. Упражнять в подборе слов на последний звук. Автоматизация звуков в слове.
Описание игры
Ребёнок вращает цилиндры и подбирает цепочку слов по последнему звуку в слове.
Например:
Дом Матрешки Индюк Корова Арбуз
Медведь Дятел Лев Вертолет Тигр
Цель: Совершенствовать умение составлять рассказы и сказки с проблемным сюжетом. Учить правильно строить и использовать в речи предложения. Расширять словарный запас. Развивать творческое воображение, мышление.
Описание игры
Ребё нку предлагается составить рассказ на одну из тем:
• Встреча с ежиком
• Дети лепят снеговика
• Новый год
• Похождение двух маленьких яичек
Ребёнок вращает кольца цилиндра с графическим изображением сказки, подбирает нужный сюжет и рассказывает сказку, конец сказки придумывает самостоятельно. Можно предложить нарисовать (изобразить графически) конец сказки.
Составление рассказов о временах года
Цель: Обобщать и расширять представления детей о временах года. Учить составлять описательные рассказы с использованием пиктограмм. Активизировать словарь детей по темам : зима, весна, лето, осень.
Описание игры:
Ребёнок выбирает пробки с изображением пиктограмм – явления природы. Выкладывает на клавиатуре и составляет описательный рассказ.
Например:
В работе с детским развивающим игровым компьютером активно используем здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, динамические паузы, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж кистей рук, массаж лица.
Массаж кистей рук «Мышка»
1. Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
2. «Хрум, хрум!» -
Что за шум?
3. Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
1. Поскрести ногтями по коленям. 2. Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. 3. Потереть ладони друг о друга.
Массаж лица «Пчела»
1. Ла-ла-ла-
На цветке сидит пчела.
2. Ул-ул-ул-
Ветерок подул.
3. Ала-ала-ала-
Пчелка крыльями махала.
4. Ила-ила-ила-
Пчелка мед носила.
1. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз. 2. Провести пальцами сверху вниз – 7 раз. 3. Кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз. 4. Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.
Массаж биологически активных зон «Кисонька»
1. Ребята проговаривают чистоговорку (хором).
Са- са- са-
2. Кисонька – краса.
Сы- сы- сы –
3. Есть у кисоньки усы.
Исы – исы- исы –
4. Молоко для кисы.
Иса – иса – иса –
Бантиком играет киса.
1. Поглаживание ладонями шеи. 2. Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз. 3. Провести пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз. 4. Ладонями растирать уши.
Упражнение для коррекции зрения
1. Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
2. Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
3. Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
4. Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
5. Все на землю улеглись.
6. Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
1. Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд. 2. Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом. 3. Отвести её влево. 4. Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. 5. Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол. 6. Закрыть ладошками глаза.
Игры, задания, упражнения с ДРИК воспитывают усидчивость, умение доводить дело до конца. Ребёнок начинает следить за своей речью.
Подобные задания формируют навыки самостоятельной работы, приучая дошкольников сосредоточенно заниматься в течение определенного времени, контролируя и оценивая свои действия.
Коррекционно-развивающие игры с использованием детского игрового компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим. Выполнение различных заданий, упражнений способствует развитию внимания, наблюдательности, воображения, памяти, эмоций, волевых качеств, активизации всей психической деятельности. В процессе работы с Детским развивающим игровым компьютером дошкольники осваивают цвет, форму, пропорции предметов, их расположение. Это особенно важно, потому что детям, страдающим общим недоразвитием речи, присущи недостатки в восприятии пространства, цвета, формы. Игры на детском развивающем игровом компьютере помогают детям лучше усваивать знания, стимулируют приобретение новых знаний, обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для учебной деятельности.
В результате проводимых коррекционно-развивающих игр через детский развивающий компьютер дается возможность :
• обеспечивать психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
• повышать речевую мотивацию;
• компенсировать недостаточность фонематического слуха;
• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
У детей значительно обогащается словарный запас, они овладевают звукобуквенным и слоговым анализом слов, составляют предложения разных конструкций, осуществляют анализ предложений. Они овладевают умениями группировать, классифицировать предметы; у них развивается фонематический слух, мышление, творческое воображение, мелкая моторика пальцев рук. Таков эффект применения развивающего игрового компьютера для коррекции речи детей с ОНР.