Сотник Ольга
Использование «Даров Фрёбеля» с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира» - Ф. Фрёбель
12 апреля 1782 году родился Фридрих Вильгельм Август Фрёбель в семье пастора на юге Германии в деревне Обервейсбах на юге Германии в Тюрингии. В детстве с ним специально никто не занимался, ребенок был предоставлен самому себе. Он говорил: «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка».Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Именно эта мысль в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада. Фребель писал, что детский сад должен быть местом общения детей с природой.
Публикация «Использование „Даров Фрёбеля“ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.
Создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.
Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»? Ф. Фребель объяснял это так:
1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;
2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
Детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.
Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания и особые профессиональные умения педагога.
Идеи были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты Фребелевские общества.
Фридрих не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.
Если говорить о системе Ф. Фрёбеля, то в первую очередь необходимо отметить - педагог чувствовал интуитивно: развитие тех или иных способностей, видов деятельности детей зависит от времени обучения (сенситивный период). И это подтверждено на сегодняшний день психолого-педагогическими исследованиями.
Огромное значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали. Все действия сопровождались песенкой или стихотворением (они прилагались к игре).
Ведь действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во многом ему помочь и вовремя откорректировать.
Все игры отличались предельной логичностью и четкостью построения. Фридрих предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас, изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.
Педагогические принципы Ф. Фрёбеля лежат в основе его подхода к выбору предметов-посредников, приобщающих ребенка к познанию окружающего мира. Свой набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей, он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной и составлены из основных геометрических форм: шар, куб, цилиндр.
Всего Фрёбель разработал шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Надо понимать, что предлагаемый игровой набор «Дары Фрёбеля» не является точным воспроизведением комплекта его «даров». Он разработал свой дидактический (обучающий) материал для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д.
Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета, помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения.
Второй дар Фребеля –шар, куб и цилиндр, диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы – знакомят с геометрическими телами. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними.
Остальные четыре «дара» – дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования.
Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей. Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях.