Елена Набиркова
Использование цвета в орнаментальной композиции марийской вышивки
▼ Скачать + Заказать документы
Различные цвета всегда являлись символами жизни и смерти, выразителями радости и горя. У разных народов один и тот же цвет нес эмоциональную неодинаковую нагрузку.
В настоящее время любая канонизация цвета, имевшая достаточно оснований в прошлые века, будет выглядеть спорной и неубедительной в силу неоднозначности ощущений, вызываемых ими у человека (теплые и холодные цвета, легкие и тяжелые и т. д.).
Публикация «Использование цвета в орнаментальной композиции марийской вышивки» размещена в разделах
Соотношение теплых и холодных, контрастных и нюансных цветов, сочетание тонов по светлоте и насыщенности -- все эти законы цветовой гармонии, хорошо известные художникам-живописцам, используются в своей практической деятельности и ху-дожниками-орнаменталиетами. Поэтому следует ограничиться только основными вопросами, касающимися цветового решения орнаментальной композиции.
В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное -- их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в определенную историческую эпоху, поскольку от этих взглядов и вкусов зависит эстетический критерий гармонических сочетаний. Нельзя понимать гармонию цвета как категорию незыблемую. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных.
При определении цветовой гаммы орнаментальной композиции очень важно помнить также об отношениях цветовых тонов, которые являются одним из главных элементов характеристики гармоничного сочетания цветов. Сочетание цветовых тонов по светлоте можно по-настоящему оценить только с учетом их тональных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и светлоты. Вначале следует установить, что светлее и темнее, а уже потом, что какого цвета.
Гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов -- светлоты, насыщенности цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармоничных сочетаний цветов является визуальная оценка. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.
Тональный контраст более активен по сравнению с цветовым контрастом. Это свойство контраста имеет особое значение в сложных многоцветных композициях. «Агрессивность» тонального контраста требует осторожного с ним обращения и ограничивает диапазон его применения, в первую очередь, в композиции, где преобладает тонкий колорит слабонасыщенных цветов. Активность тонального контраста неизбежно ведет к ослаблению звучания цветовых отношений.
Употреблять одновременно чистые, основные цвета необходимо только в небольшом количестве; все остальные должны быть составными.
Если в композиции используется несколько достаточно звучных цветов, сближенных по насыщенности, то для достижения цельности колорита их следует соподчинить по насыщенности, отдав в этом смысле предпочтение одному из цветов. Полихромный орнамент, расположенный на цветном фоне, должен быть изображен ярче или бледнее фона. Большинство орна-менталистов в работе над декоративными композициями склонны придерживаться правила использования не чистых, а смешанных цветов.
Для гармоничного сочетания цветов очень важно также, чтобы каждый из них выступал в нескольких переходных оттенках (т. е. маленькими интервалами различной светлоты и насыщенности).