МААМ-картинки

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в формировании инженерного мышления у детей с ОВЗ

Ирина Катунина
Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в формировании инженерного мышления у детей с ОВЗ

Инженерное мышление, цифровая интерактивная среда, Наустим, дошкольники, ограниченные возможности здоровья.

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот, с каждой минутой стремительно развивается.

Готов ли к этом человек взрослый и готов ли к этому ребенок? Чаще мы замечаем, что

дети стремятся к освоению современных технологий, тянутся к новому и на это есть ряд

причин. Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить

и трудиться в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и

эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям, а и самим их

создавать, модернизировать, тем самым улучшая качество жизни быть востребованным и

полезным для общества. Мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление —

это залог успеха в современном мире, но данный вид мышления не формируется сам по

себе. Могут быть лишь предпосылки, и задача педагогов развивать эти предпосылки

формируя тем самым инженерное мышление, воспитывать творческого человека,

способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно

мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические

формы.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто

обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую

нас действительность» В. В. Путин.

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой

составляющей жизни ребёнка начиная с первых лет его жизни. Источниками

формирования научного мировоззрения ребёнка, целостного представления о мире и месте

человека в нём становятся не только родители, социальное окружение, но и медиаресурсы.

Развитие познавательной, исследовательской, игровой деятельности детей с помощью

компьютерных средств является повседневным привлекательным занятием, доступным

способом получения новых знаний и впечатлений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

указывается на необходимость формирования у дошкольников познавательной активности

и исследовательских навыков. Современная система дошкольного образования ушла от

обучения детей путём прямой передачи знаний и умений к развитию стремления ребенка к

самостоятельному поиску новой информации любыми доступными способами. Педагоги

способствуют развитию в детях мотивацию к поиску ответов на возникающие вопросы,

поощряют любознательность, инициативность и активность [3].

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Н. С. Жукова, Р.

Е. Левина и др., изучавших особенности познавательной и речевой деятельности детей с

нарушениями речи, указывают на их трудности в овладении сенсорными навыками, что

закономерно сказывается на развитии их познавательной активности. Дети дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой мере всеми необходимыми

сенсорными эталонами. У них прослеживается отставание в формировании персептивных

действий, что в свою очередь отражается на успешности называния тех или иных свойств

объектов. Процессы восприятия у них не обобщены, замедленны, часто фрагментарны,

недостаточно избирательны. Такие дети затрудняются в обследовании предметов,

выделенных нужных свойств и что самое важное, обозначении этих свойств — словом.

Обозначенные выше особенности восприятия осложняют изучение сенсорных эталонов:

величины, цвета, формы. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи допускают ошибки

в определении пространственного положения предметов, испытывают затруднения в

целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Аналогично они

испытывают чрезмерные трудности в сопоставлении, сравнении, определении сходства и

отличия между предметами [1].

Для развития инженерного мышления в дошкольном возрасте посредством парциальных

образовательных программ (модулей) используются разнообразные технологии, приемы,

методы.

Одним из модулей является Академия Наураши «Курс логики базовый (30 элементов)».

В каждый из трёх наборов базового курса логики входит 30 элементов — по пять крупных

кубиков (4 4 4 см) пяти цветов (жёлтый, зелёный, синий, красный и белый) и пять

треугольных призм этих же цветов. Их можно соединить между собой различными

способами, так как на каждом кубике есть шип и несколько соответствующих ему по

размеру отверстий. Каждый набор кубиков сопровождается комплектом, состоящим из

четырёх красочно оформленных папок с карточками. В этих папках собрано 165 заданий

трёх уровней сложности по темам: «Игры с кубиками», «Равновесие», «Домино и

тримино», «Полимино», «3D - головоломки», «Игры с проекциями», «Цветное судоку».

Оригинальность и удобство этих материалов состоят в том, что большинство карточек из

набора — это поля для выполнения игровых заданий. Программа направлена на решение

следующих задач.

Образовательные:

- формирование целостной естественно - научной картины мира;

- создание предпосылок научно - технологического и инженерного мышления;

- развитие ассоциативного мышления;

- формирование и развитие трёхмерного пространственного воображения;

- освоение навыков конструирования и моделирования;

- приобщение к азам робототехники;

- знакомство с основами пиктограммного программирования.

Развивающие:

- развитие познавательного интереса и активности детей с учётом их возможностей,

склонностей, интересов;

- развитие крупной и мелкой моторики, комбинаторных способностей;

- развитие логического, алгоритмического и креативного мышления;

- развитие творческого воображения, технического творчества;

- развитие предпосылок учебной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков, инициативности, творческого потенциала;

- создание условий для выявления и поддержки одарённых и высокомотивированных

детей

Воспитательные:

- формирование познавательных интересов к окружающему миру и стремление к новым

знаниям через познавательно - исследовательскую деятельность;

- поддержка познавательной активности и коммуникативной инициативы,

способствующей воспитанию социально активной личности;

- содействие сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его

результатам;

- создание условий для ранней профессиональной ориентации детей;

- воспитание навыков контроля и самоконтроля;

- обучение навыкам командной работы [2].

Наш детский сад входит в состав рабочей группы по внедрению инженерных цифровых

технологий НАУСТИМ. У нас созданы все необходимые современные условия для

экспериментально - инженерной деятельности, что способствует всестороннему развитию

детей и формированию в них компетенций будущего. В средних группах «А» и «Б»

компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в основном

контингент неговорящих детей, которые имеют несколько нарушений в развитии. Перед

нами стоит задача дать старт к обучению детей в школе, научиться общаться между собой.

Нашу работу по этому курсу мы начали в системе и поэтапно. Сначала в группу пришел

мальчик Наураша, познакомил детей с кубиками. Дети рассмотрели, увлеклись,

заинтересовались, начали производить действия с этими кубиками (соединять,

переворачивать, особенно их заинтересовало крепление между кубиками. Это все увлекло

и нас. Дети стали соединять модули по цвету, по высоте. Затем мы перешли к выполнению

заданий с простейшими схемами соединения деталей – это первый уровень. Так,

постепенно играя в свободное время, в ходе конструктивно - модельной деятельности

знакомили детей все больше и больше со способами применения деталей, возможностями

кубиков. Сначала дети выполняли задания по одиночке,затем они стали выполнять задания

по парам. Каждой паре детей давалась своя схема - задание. В ходе выполнения заданий

дети старались сообща выполнять поставленную задачу. Это способствовало развитию

умения договариваться между собой. Неговорящие дети старались повторять слова, что

также имело положительный результат. К концу первого уровня дети приобрели много

навыков взаимодействия с кубиками, что позволило перейти на новый уровень решения

конструктивных задач. С каждым уровнем идет усложнение задач.

Таким образом, использование цифровой интерактивной среды Наустим благоприятно

влияет на успешное формирование инженерного мышления у дошкольников с ОВЗ.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша»Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша» И снова, здравствуйте. Мы с ребятами подготовительной группы обещали вам рассказать, где ещё живёт электричество, о способах его получения.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной средеИспользование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной среде Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Игровые образовательные ситуации, прогулки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в формировании инженерного мышления у детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 сентября 2024 в 21:25
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в формировании инженерного мышления у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Катунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД