Ирина Катунина
Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в формировании инженерного мышления у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Инженерное мышление, цифровая интерактивная среда, Наустим, дошкольники, ограниченные возможности здоровья.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот, с каждой минутой стремительно развивается.
Готов ли к этом человек взрослый и готов ли к этому ребенок? Чаще мы замечаем, что
дети стремятся к освоению современных технологий, тянутся к новому и на это есть ряд
причин. Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить
Темочки:
- Говорящая среда. Технология
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие инженерного мышления
- Темочки
и трудиться в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и
эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям, а и самим их
создавать, модернизировать, тем самым улучшая качество жизни быть востребованным и
полезным для общества. Мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление —
это залог успеха в современном мире, но данный вид мышления не формируется сам по
себе. Могут быть лишь предпосылки, и задача педагогов развивать эти предпосылки
формируя тем самым инженерное мышление, воспитывать творческого человека,
способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности, креативно
мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические
формы.
«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто
обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую
нас действительность» В. В. Путин.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой
составляющей жизни ребёнка начиная с первых лет его жизни. Источниками
формирования научного мировоззрения ребёнка, целостного представления о мире и месте
человека в нём становятся не только родители, социальное окружение, но и медиаресурсы.
Развитие познавательной, исследовательской, игровой деятельности детей с помощью
компьютерных средств является повседневным привлекательным занятием, доступным
способом получения новых знаний и впечатлений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
указывается на необходимость формирования у дошкольников познавательной активности
и исследовательских навыков. Современная система дошкольного образования ушла от
обучения детей путём прямой передачи знаний и умений к развитию стремления ребенка к
самостоятельному поиску новой информации любыми доступными способами. Педагоги
способствуют развитию в детях мотивацию к поиску ответов на возникающие вопросы,
поощряют любознательность, инициативность и активность [3].
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Н. С. Жукова, Р.
Е. Левина и др., изучавших особенности познавательной и речевой деятельности детей с
нарушениями речи, указывают на их трудности в овладении сенсорными навыками, что
закономерно сказывается на развитии их познавательной активности. Дети дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой мере всеми необходимыми
сенсорными эталонами. У них прослеживается отставание в формировании персептивных
действий, что в свою очередь отражается на успешности называния тех или иных свойств
объектов. Процессы восприятия у них не обобщены, замедленны, часто фрагментарны,
недостаточно избирательны. Такие дети затрудняются в обследовании предметов,
выделенных нужных свойств и что самое важное, обозначении этих свойств — словом.
Обозначенные выше особенности восприятия осложняют изучение сенсорных эталонов:
величины, цвета, формы. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи допускают ошибки
в определении пространственного положения предметов, испытывают затруднения в
целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Аналогично они
испытывают чрезмерные трудности в сопоставлении, сравнении, определении сходства и
отличия между предметами [1].
Для развития инженерного мышления в дошкольном возрасте посредством парциальных
образовательных программ (модулей) используются разнообразные технологии, приемы,
методы.
Одним из модулей является Академия Наураши «Курс логики базовый (30 элементов)».
В каждый из трёх наборов базового курса логики входит 30 элементов — по пять крупных
кубиков (4 4 4 см) пяти цветов (жёлтый, зелёный, синий, красный и белый) и пять
треугольных призм этих же цветов. Их можно соединить между собой различными
способами, так как на каждом кубике есть шип и несколько соответствующих ему по
размеру отверстий. Каждый набор кубиков сопровождается комплектом, состоящим из
четырёх красочно оформленных папок с карточками. В этих папках собрано 165 заданий
трё х уровней сложности по темам: «Игры с кубиками», «Равновесие», «Домино и
тримино», «Полимино», «3D - головоломки», «Игры с проекциями», «Цветное судоку».
Оригинальность и удобство этих материалов состоят в том, что большинство карточек из
набора — это поля для выполнения игровых заданий. Программа направлена на решение
следующих задач.
Образовательные:
- формирование целостной естественно - научной картины мира;
- создание предпосылок научно - технологического и инженерного мышления;
- развитие ассоциативного мышления;
- формирование и развитие трёхмерного пространственного воображения;
- освоение навыков конструирования и моделирования;
- приобщение к азам робототехники;
- знакомство с основами пиктограммного программирования.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса и активности детей с учётом их возможностей,
склонностей, интересов;
- развитие крупной и мелкой моторики, комбинаторных способностей;
- развитие логического, алгоритмического и креативного мышления;
- развитие творческого воображения, технического творчества;
- развитие предпосылок учебной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, инициативности, творческого потенциала;
- создание условий для выявления и поддержки одарённых и высокомотивированных
детей
Воспитательные:
- формирование познавательных интересов к окружающему миру и стремление к новым
знаниям через познавательно - исследовательскую деятельность;
- поддержка познавательной активности и коммуникативной инициативы,
способствующей воспитанию социально активной личности;
- содействие сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
- создание условий для ранней профессиональной ориентации детей;
- воспитание навыков контроля и самоконтроля;
- обучение навыкам командной работы [2].
Наш детский сад входит в состав рабочей группы по внедрению инженерных цифровых
технологий НАУСТИМ. У нас созданы все необходимые современные условия для
экспериментально - инженерной деятельности, что способствует всестороннему развитию
детей и формированию в них компетенций будущего. В средних группах «А» и «Б»
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в основном
контингент неговорящих детей, которые имеют несколько нарушений в развитии. Перед
нами стоит задача дать старт к обучению детей в школе, научиться общаться между собой.
Нашу работу по этому курсу мы начали в системе и поэтапно. Сначала в группу пришел
мальчик Наураша, познакомил детей с кубиками. Дети рассмотрели, увлеклись,
заинтересовались, начали производить действия с этими кубиками (соединять,
переворачивать, особенно их заинтересовало крепление между кубиками. Это все увлекло
и нас. Дети стали соединять модули по цвету, по высоте. Затем мы перешли к выполнению
заданий с простейшими схемами соединения деталей – это первый уровень. Так,
постепенно играя в свободное время, в ходе конструктивно - модельной деятельности
знакомили детей все больше и больше со способами применения деталей, возможностями
кубиков. Сначала дети выполняли задания по одиночке,затем они стали выполнять задания
по парам. Каждой паре детей давалась своя схема - задание. В ходе выполнения заданий
дети старались сообща выполнять поставленную задачу. Это способствовало развитию
умения договариваться между собой. Неговорящие дети старались повторять слова, что
также имело положительный результат. К концу первого уровня дети приобрели много
навыков взаимодействия с кубиками, что позволило перейти на новый уровень решения
конструктивных задач. С каждым уровнем идет усложнение задач.
Таким образом, использование цифровой интерактивной среды Наустим благоприятно
влияет на успешное формирование инженерного мышления у дошкольников с ОВЗ.