Дина Шрейдер
Использование чёрно-белых контурных изображений в работе дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Чёрно-белые изображения предметов по лексическим темам позволяют прежде всего:
- научить детей воспринимать опытно знакомые предметы на изображениях;
- научить обследовать контур изображения (как следующий этап научения обследованию формы после реальных предметов) и выделять детали;
- развивать умение анализировать, сопоставлять и переносить знания о предметах окружающего мира на иллюстрации без опоры на цвет.
Публикация «Использование чёрно-белых контурных изображений в работе дефектолога» размещена в разделах
В обычных иллюстрациях цвет является одним из первичных и очень ярких признаков предмета, на который дети ориентируются прежде всего, здесь же мы устраняем этот признак, стимулируя ребёнка ориентироваться на форму и детали, собственный опыт, память, стимулируя развитие операций мышления (анализа, синтеза, сопоставления, умозаключения).
Какими должны быть чёрно-белые изображения?
Подчеркну, что данная статья предназначена прежде всего для коррекционных педагогов. И у наших детей, помимо особенностей развития ВПФ, нередко встречаются и нарушения зрения. Поэтому, если вы используете в работе чёрно-белые иллюстрации, пусть они будут:
- на белом фоне, по возможности без рамок и контуров;
- без лишних деталей;
- с видимым, толстым контуром.
Например:
По возможности используйте изображения на прочном картоне или заламинированные.
Кроме иллюстративного материала можно использовать неокрашенные заготовки для поделок. Например:
В какие игры можно играть с чёрно-белыми изображениями?
1. Разложите изображения фруктов/овощей/продуктов/животных и т. п. Предложите ребёнку найти все красные.
Варианты игры: используйте кубик с цветными гранями для случайного выбора цвета;
- добавьте кубик с изображением геом. фигур;
- разложите карточки на полу и поиграйте в Твистер, ориентируясь на цвета;
- нарисуйте на листе маршрут, опираясь на цвета и категорию предметов, разложите карточки на полу и предложите ребёнку пройти по маршруту. В конце - сюрприз!
- Предложите группировку на разных основаниях, в том числе по цвету, форме, использованию и т. п.
2. Покажите реальный предмет, его цветное фото или изображение и предложите ребёнку найти все такие.
3. Используйте для поочерёдного обследования и первичного сопоставления реального предмета с картинкой.
Надеюсь, что информация была полезна.