Анна Захарова
Использование числительных в речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование числительных в речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: Захарова А. В.
(учитель-логопед)
Ни для кого не секрет, что грамматика русского языка очень сложна. За достаточно короткий период дошкольники на практическом уровне должны усвоить огромное количество грамматических категорий. Трудности в их освоении испытывают все дети, а не только с речевой патологией.
Рассмотрим одну из таких грамматических категорий – это согласование числительных с существительными.
Публикация «Использование числительных в речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Имя числительное - часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счете. Изменяется по падежам (количественные, или по родам, падежам и числам (порядковые).
Числительные бывают:
количественные (обозначают собственно количество или число: один, два, пять, десять и т. д.)
собирательные (обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т. д.)
порядковые (числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый и т. д.)
Знакомство детей с числительными проходит на занятиях по математике, согласованию числительных с существительными обучаем на коррекционных занятиях и занятиях по развитию речи. Такая работа позволяет решить ряд речевых задач: развитие словарного запаса, навыков связной речи (формирование фразы, объединение их в короткое высказывание, а также формирование грамматических конструкций. Все полученные на занятиях навыки необходимо закреплять в свободной деятельности, на прогулке, в индивидуальной работе, в режимных моментах. Например, при организации дежурства, при подготовке к приему пищи воспитатель задает вопросы: «Сколько ложек, вилок, тарелок, салфеток и т. д. ты положил на стол?» Терпеливо дожидается ответа от ребенка, исправляет ошибки и акцентирует внимание на правильном окончании существительного. Такая же работа проводится при рисовании, аппликации, конструировании, когда речь идет о карандашах, деталях конструктора и заготовках для аппликации.
Положительно влияет на закрепление знаний чтение сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Очень помогает в этом кукольный театр «Теремок», «Три медведя», «Колобок». В играх-драматизациях по этим сказкам дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание. После прочтения стихотворения С. Михалкова «Андрюшка» дети отвечают на вопрос «Чего было много в магазине?».
Работу по согласованию числительных с существительными нужно начинать с раннего возраста, используя игрушки. У детей 2-3 лет поддерживаем интерес к количественной стороне различных групп предметов, например: много и много, много и мало, много и один. При этом побуждаем (но не заставляем) детей показывать и повторять эти понятия, находить их в окружающей обстановке, на прогулке, в режимных процессах. Обучение начинаем с существительных мужского рода (один мяч – много мячей, затем женского рода (одна машина – много машин) и, наконец, среднего рода (одно яблоко – много яблок). При этом педагог сам четко, утрированно произносит окончания существительных.
Детей 3-4 лет продолжаем учить различать понятия много, один, а также ни одного, два, и обучаем счету в пределах 3-х. Для формирования правильного согласования существительного с числительным необходимо называть не только итоговое число, но и добавлять к числительному существительное, побуждая детей повторить за взрослым.
Детей средней группы знакомим с количественным счетом в пределах 5-ти. Обращаем внимание детей на то, что слово изменяется с числом два и пять. А также изучаем порядковый счет (первый, второй и т. д.).
В старшем возрасте учим детей количественному и порядковому счету в пределах 10-ти, в подготовительной группе в пределах 20-ти. Знакомим детей с собирательными числительными (пять груш, трое ребят).
В методической копилке учителя-логопеда находится целый ряд игр и упражнений, который позволяет вести коррекционную работу с детьми по согласованию существительных с числительными. Эти игры и упражнения могут использоваться воспитателями, а также могут быть рекомендованы родителям для игр в домашних условиях.
Комплексная работа всех участников образовательного процесса позволяет достигать эффективности в работе по формированию лексико-грамматических конструкций с использованием существительных и числительных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Косинова Е. М. Грамматическая тетрадь для дошкольников. Ч. 1-4. – М. : ТЦ Сфера, 2012
2. Нищева Н. В. Играйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : «ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
3. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб. : КОРОНА принт, 2004
4. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР: конспекты развивающих занятий с демонстрационным материалом. – Ростов н/Д: Феникс, 2024
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2024
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
(согласование числительных и существительных)
Игра «Покажи/ Сколько?» Для младших дошкольников предлагаем показать на игрушках, затем по картинкам «Где один мяч?» «Где много мячей?» «Где два мяча?» и т. д. После усвоения понятий один, много, два, ни одного, детям можно задавать вопрос «Сколько мячей?» «Сколько неваляшек?» и т. д.
Игра «Сколько и каких?» Детям предлагается подсчитать количество предметов и ответить на вопрос «Сколько и каких?». Например, дети: «Три разноцветных неваляшки», «Пять оловянных солдатиков» и т. д.
Игра «Есть – нет». Дети сидят по кругу, у каждого в руках карточка. Первый ребенок: «У меня есть две машины». Следующий: «У меня нет двух машин. У меня есть пять матрешек» и т. д.
Игра «Чего не стало?» (ряд картинок с изображением на каждой множества однородных предметов). По команде «день» дети называют предметы, по команде «ночь» закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок и дает команду «день». Дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?» (не стало двух чашек, двух тарелок, трех салфеток и т. д.)
Вариант. Взрослый демонстрирует разное количество контурных изображений предметов. Сообщает, что эти предметы пропали. Просит назвать полным предложением чего не стало на картинке. «Нет двух зайцев», «Не стало четырех бабочек».
Вариант. «Чего не хватает на рисунке?» Детям показываются рисунки «Что забыл нарисовать художник?». На рисунках - стол на двух ножках, стул на одной ножке, машина с одним колесом, кошка с двумя лапами, курица без ног и т. д. Дети отвечают на вопрос: «Чего не хватает и сколько?», употребляя родительный падеж числительных. Например: «У стула не хватает двух ножек» и т. п.
Игра «Доскажи предложение» с использованием картинок или по памяти, или из личного опыта.
На высокой березе сидели пять красногрудых… (снегирей)
В коробке лежали шесть разноцветных… (карандашей)
У вороны было сломано одно… (крыло)
В гнезде пищали четыре маленьких… (птенца)
Портниха пришила к платью два… (рукава)
В клетке грозно рычали три… (льва) и т. д.
На опушке леса росло много… (ромашек).
Над цветами летало много… (бабочек).
В группе у детей много… (игрушек).
Игра «Сложи сам». Из 4-х квадратов, 4-х прямоугольников, 4-х треугольников, 4-х кружков сложить заданную фигуру, работать можно по образцу, по замыслу. Далее ребенок описывает проделанную работу, рассказывая, из чего сложен его предмет (я сложил башню из четырех кругов, четырех прямоугольников).
Дидактическая игра «Лото». Лото может быть самое разнообразное, по различным лексическим группам. Детям раздаются большие карточки, на них два, три, четыре детеныша зверей (белочки, зайчики и т. д., на маленьких – взрослое животное. Логопед предъявляет маленькую карточку и задает вопрос: «С кем?». Ребенок отвечает «У меня зайчиха с четырьмя зайчатами».
Игра «Исправь ошибку». Взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много карандашов.
Карлсон съел много конфетов и т. д.
Игра «Веселые числа». Взрослый задает вопросы. Ребенок отвечает полным ответом.
Сколько у человека носов? (Один нос.) Сколько у человека ног? (Две ноги.)
Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.) Сколько у зайца ушей? (Два уха.)
Сколько у собаки глаз? (Два глаза.) Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)
Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)
Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?
Игра «Рыбалка». На картинки с изображением различного количества предметов прикрепить скрепки. Доставать картинки с помощью магнитной удочки и называть сколько предметов ты поймал: «Я поймал одну рыбку». «Я поймал пять рыбок». «Я поймал три ведра» и т. п.
Игра «Я увидел». Ребенок пересчитывает предложенные картинки, повторяя: «Я увидел одну куклу, две куклы, пять кукол». Можно использовать недлинную трубку вместо подзорной трубы или приложить к глазам руки в виде бинокля для игрового сюжета.
Игра «Что с чем?» На столе лежат разные предметы группами по 4 штуки, стоят: коробка, ящик и лежит пакет. Взрослый на глазах у детей кладет в пакет два грибка, в коробку - три картинки, а в ящик - четыре кубика. Меняет коробку, пакет и ящик местами и предлагает детям вспомнить, что с чем (с чем пакет, с чем коробка, с чем ящик). Отвечая, дети должны указать количество предметов в пакете, в коробке, в ящике. Например: «Пакет с двумя грибками, ящик с 4-мя кубиками» и т. д.
Игра «Кому отдать?» Ребенок называет предмет и кому он его отдает. Число тех, кому нужно отдать предмет указывается цифрой, либо картинки подобраны с разным количеством людей.
Варианты:
- Отдать рабочие инструменты людям разной профессии. «Расческу и ножницы я дал двум парикмахерам, книгу и указку трем учителям» и т. п.
- Накормить кашей предложенных животных: «Кашу дам двум петухам, одному зайцу, шести лисам» и т. п.
- Дать подарок предложенным картинкам: «Дам подарок двум кошкам, одной девочке, трем слонам» и т. п.
Игра «Мечты». Ребенок составляет предложения по картинке. «Щенок мечтает о двух косточках». «Заяц мечтает о пяти морковках». «Маша мечтает о трех куклах» и т. п.
«Один - два». Эту игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела».
Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот). Одна спина (голова).
Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха).
Вариант. Педагог: Кто изображен на этой картинке? Верно, петух. Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка) Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза) Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв) Про что можно сказать «две»? (Две шпоры) А чего у петуха много? (Перьев)
Игра «Кого/чего много». На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением.
Кого много живет в доме? (Людей) Чего много в большом доме? (Окон)
Кого много в зоопарке? (Животных) Кого много в море? (Рыб.)
Чего много в море? (Воды, водорослей.) Чего много летом на деревьях? (Листьев) Кого много в конюшне? (Лошадей.) Кого много в курятнике? (Кур.)
Чего много в лесу? (Деревьев.) Чего много у тебя на голове? (Волос.)
Игра «1,2,5». На картинках изображение предметов: один, два и пять. Дети отвечают сколько предметов: «Одно яблоко, два яблока, пять яблок»
Игра «Найди и посчитай». На карточке много различных предметов. Необходимо посчитать предметы и ответить «пять матрешек», «четыре огурца», «три яблока» и т. д.
Игра «Пронумеруй вагончики». Ребенок проставляет вагонам цифры и называет их по порядку: первый, второй, третий вагон и т. д.
Игра «Незнайкины ошибки» (по Т. Ткаченко). Детям предлагается исправить письмо Незнайки. Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина.
Игра «Два–две, пара». На картинке изображены парные предметы: ботинки, носки, варежки, перчатки. Детям предлагается ответить, что есть у Маши. «У Маши есть два ботинка, два носка и т. д.» Замените слова два и две словом пара и расскажи, что есть у девочки (пара ботинок, пара носков, пара варежек и пара перчаток)
Игра-шутка «Ответь». Детям предлагается выбрать картинку. На картинке может быть один предмет, может быть два, три и т. д.). Затем педагог задает вопросы:
«Что нарисовано на картинке?» (Две лопаты.)
«Без чего ты не можешь прожить и дня?» (Без двух лопат.)
«На чем ты любишь кататься?» (На двух лопатах.)
«Что ты ел на завтрак?» (Две лопаты.)
«Чем ты обычно рисуешь?» (Двумя лопатами.)
«О чем ты видел сегодня сон?» (О двух лопатах.)
Игра «Какой». Числительные могут помочь в словообразовании:
У дома пять этажей, он…;
У теплохода три палубы, он…;
У машины две двери, она…;
У фигуры пять углов, она…;
У велосипеда три колеса, он…и т. д.