Ульяна Бондаренко
Использование арт-терапии в группах для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование арт-терапии в группах для детей с ОВЗ
Патологии развития речи встречаются чаще всего в дошкольном возрасте. Они проявляются различными клиническими симптомами, но при сохраненном слухе и интеллекте. Наблюдается увеличение количества детей с нарушениями произношения, возникают проблемы с устной речью, нарушения коммуникации. При отклонениях в речевом развитии отмечаются вторичные диагнозы, речевой негативизм, неврологические отклонения. Таким детям сложно воспринимать и обрабатывать информацию, что впоследствии приводит к отставанию от сверстников. Поэтому перед специалистами. Работающими с такими категориями детей, встает проблема поиска наиболее подходящих средств коррекционного воздействия.
Темочки:
В настоящее время на коррекционно-логопедических занятиях и педагогами и логопедами широко применяются технологии арт-терапии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями и способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения жизненной компетентности воспитанников.
С момента возникновения арт-терапии появилось немало различных ее направлений, и до сих пор продолжают появляться новые. Арт-терапевтических технологий достаточно много и в зависимости от средства воздействия их можно разделить на:
• музыкотерапию,
• изотерапию,
• сказкотерапию,
• кинезитерапию,
• цветотерапию,
• библиотерапия,
• пескотерапию,
• глинотерапия, и другие.
К основным принципам арт-терапии относятся :
- Доступность и простота. Этот принцип позволяет пользоваться арт-терапией дошкольникам с ограниченными возможностями. Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.
- Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.
- Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия. Для детей лучше организовывать индивидуальные занятия либо в группе до 5-10 человек
Виды арт-терапии : активная и пассивная.
В первом случае ребенок должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использовать существующие произведения. Коррекция может проводиться с конкретным ребёнком или в группе. В качестве материалов используются :
- натуральные вещества и предметы: глина, мел, песок, любые листья, ветки, плоды;
- искусственные краска, гуашь, бумага, пластилин, веревка, целлофан.
Механизм действия арт-терапии основан на самовыражении, в процессе занятий ребенок не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При нарушениях речи в детском возрасте применение средств арт-терапии способствует адаптации в социуме, избавлению от комплексов.
В логопедической работе наиболее часто и достаточно эффективно использую элементы сказкотерапии, изотерапии, песочной терапии.
Сказкотерапия –это терапия посредством воздействия сказки, притчи, легенды. Метод, использующий сказочную форму для речевого развития учащихся, расширения их сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основные задачи сказкотерапии на логопедических занятиях:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• игровая мотивация детской речи;
• взаимодействие зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.
Изотерапия – это терапия посредством изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, декоративно-прикладного искусства. Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого.
Основные задачи изотерапии на логопедических занятиях:
• развитие зрительно-моторной координации;
• развитие связной речи;
• формирование психических процессов (внимания, воображения, памяти,
• мышления);
• восстановление эмоционального равновесия;
• развитие мелкой моторики;
• повышение самооценки и самоконтроля.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия способствует:
• развитию связной речи;
• освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;
• нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.
Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка – эффективный прием работы над связной речью детей. Рисование на определенный сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков: дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.
В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Песочная терапия – это способ общения ребенка с миром и самим собой, естественная и доступная форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, а самое главное – он приобретает бесценный опыт разрешения множества жизненных ситуаций. Песочная терапия сочетает невербальные и вербальные формы коррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательном уровне происходят снятие внутреннего напряжения и поиск новых путей развития. Основные задачи песочной терапии на логопедических занятиях:
• совершенствование умений и навыков практического общения, используя
• вербальные и невербальные средства;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи;
• побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитие фантазии и образного мышления;
• снятие внутреннего напряжения.
В своей практике использую следующие упражнения с песком: чувствительные ладошки, отпечатки кулачков (ребер ладоней, скольжение по поверхности песка, узоры и рисунки, хождение каждым пальчиком правой и левой руки, поочередное просеивание песка сквозь пальцы, раскладывание на песке в логической очерёдности разные по структуре и размеру предметы, хождение фигурок по песочным дорожкам-лабиринтам, выкладывание геометрических фигурок, рисование узора кисточкой или палочкой, нахождение предметов (животных, букв, превращение букв «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Ф» и т. д, нахождение спрятанных в песке букв и составление из них слогов (слов, написание слов на песке печатными и письменными буквами, песочная аппликация, дорожки и следы из песка. Итак, использование арт-терапевтических технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями облегчает процесс обучения ребёнку и учителю-логопеду, создает наиболее благоприятные условия для ведения диалога, дает выход агрессии и другим негативным чувствам, затрагивает нераскрытые способности у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.
Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.
В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.