Светлана Железниченко
Использование арт-теапии на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам желаниям страхам перестраивает свои отношения в различных ситуациях
главной целью изодеятельности является создание пространства и доверия. Помогает в этом использование арт-терапии.
Публикация «Использование арт-теапии на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах
Арт-терапия - это лечение «пластическим изобразительным творчеством». Она раскрывает внутренние силы человека, позволяет самосовершенствовать внимание, память, мышление, повышает самооценку, просто расслабиться и выплеснуть негативные мысли и чувства.
Арт-терапия бывает следующих видов.
1. Рисование - самый популярный вид арт-терапии. Вместе с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, мы используем цветную бумагу, разные кисти, бумагу разных форматов, губки для закрашивания больших пространств. В рисунке можно увидеть мысли ребенка, заглянуть в его внутренний мирок, можно лучше понять и разобраться в его проблемах или, напротив, в его мечтах.
2. Литература. Техника терапии прозой или поэзией такова, что позволяет застенчивому малышу в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя. Если предложить ребенку рассказать сказку при помощи пальчикового театра - он раскроется в игре и можно помочь ему преодолеть трудности.
3. Различают пассивную и активную музыкотерапию. При пассивной музыкотерапии ребенку предлагают послушать различные музыкальные композиции, отвечающие его психического здоровья. При активной - человек сам принимает участие в исполнении музыки играет на музыкальных инструментах, поет, отбивает такт ногой или хлопает в ладоши. Играя на музыкальных инструментах, ребенок выплескивает свои тревоги и переживания.
Изотерапия - лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства. Она дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими различные проблемы: задержку психического развития, речевые трудности, нарушение слуха, умственную отсталость. Поэтому рисование широко используется в терапевтических и коррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции, неврозов, страхов, для снятия коммуникативных способностей детей и др.
Также рисованием упражняют руку, ведут к улучшению координации движений и развитию мелкой моторики пальцев рук, накоплению цветового опыта.
При рисовании происходит:
- Расставание с негативными эмоциями и прорисовывание тяжелого дня или события.
- Пережидание и усмирение ярости, гнева, злости. Тогда можно избежать наказания, обидных слов и действий. Лучше – отдать все на откуп бумаге, линиям, краскам, фигурам и объектам.
Чтобы читать и узнавать новое о ребенке по его рисункам, нужно правильно организовать, заинтересовать маленького художника. Понятное дело, что большинство деток охотно соглашаются на такое творчество, и это стремление нужно всячески поддерживать.
Приучать ребенка к простейшему виду рисования, ладошками или кисточкой – можно с раннего детства. Постепенно учить малыша правилам, которые сделают этот процесс удобным и приятным. Если ребенок не хочет рисовать, то сначала надо показать ему, как это делается. Тогда он сам поймет и усвоит, что краски нужны не для баловства, а для увлекательного дела.
Развитие детского изобразительного искусства проходит этапами: ручная техника,
• рисование кисточкой и смешивание красок,
• раскрашивание,
• сюжетные рисунки,
• свободное творчество.
На рисовании мы используем развивающие игры. Они укрепляют психику ребенка, развивают его мышление, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Лечебные игры способны снять напряжение, помочь детям «выплеснуть» негативные эмоции, разрядиться. К ним относятся игровые упражнения на мимические, пантомимические и другие реакции (страшная или веселая гримаса, громкий хохот, озорной посвист и т. д.)
Ребенок по природе своей подвижен, шумлив, но его чувства в обычной жизни не всегда находят выход. Поэтому в практике мы используем следующие игры :
Игра «Возьми и передай»
Цель: развитие воображения.
Дети сидят на стульях в кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, тяжелый чемодан, воздушный шарик, волшебная палочка, шапка-невидимка и т. д.
Игра «нарисуй свой страх»
Цель: снятие страхов.
Дети рассаживаются за столами. Педагог предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».
После того, как дети нарисуют, необходимо обсудить, что боится каждый ребенок.
Игра «Кляксы»
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Взять краски нескольких цветов, сделать кляксу и получить отпечаток на другом листе (можно путем сложения листа пополам). Затем, посмотрев на кляксу, нужно представить, на что или на кого она похожа.
Примечание: агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных тонов. Они видят в кляксах агрессивные сюжеты (драку, страшные чудовища). Через обсуждение страшного рисунка агрессия ребенка выходит во вне, тем самым он от нее освобождается. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка, который будет брать для рисунка светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и т. д.). Общаясь со спокойным ребенком, агрессивный ребенок успокаивается.
В заключении хочется сказать, при выборе метода работы с детьми Арт-терапия является одним из лучших способов психологической разгрузки. Она не имеет противопоказаний, безболезненна и неопасна.