Кузнецова Юлия
Использование арт-тарапии при работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Ребенок активно познает окружающий мир,получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях.
Публикация «Использование арт-тарапии при работе с дошкольниками» размещена в разделах
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир. Одни дети гиперактивны другие зажаты. Дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В этих случаях и может помочь арт-терапия.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности, предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки,рисования, конструирования из природных материалов. Ребёнок обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении, игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора.
Показания для проведения детской арт-терапии :
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• изменение места жительства;
• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
• агрессивность;
• гиперактивность;
• трудности в школе и т. д.
Задачи занятий:
1. Развитие творческих и коммуникативных способностей
2. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
3. Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.
4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
5. Сплочение детского коллектива.
6. Гармонизация эмоционального состояния.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.
Условие 3. Изобразительные способы и техниеи должны быть нетрадиционными.
Варианты способов создания изображений широк: акватушь, рисование пальцами и ладонями, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями.
С дошкольниками в работе возможно использовать следующие арт-терапевтические техники :
Марания
В понимании «марать» — значит «пачкать". Краски означают спонтанность, помогают открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу. Отсутствуют критерии оценки. Некоторые дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних выдвигают для себя и других собственные критерии-привлекательность цветовой гаммы.
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям.
Штриховка
Штриховка – это графика,иображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Это хаотично или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Они просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т. д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
Монотипия
На стекле или пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности, получается оттиск в зеркальном отражении. «Монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.
На листе можно делать несколько оттисков, после получения отпечатка если ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. По желанию возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.
"Кляксография" — вариант монотипии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Если нанести краску непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как между двумя разными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой стороне листа.
Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки.
Получать оттиски можно:
• проглаживать верхний лист с разным нажимом;
• на оригинал наносить много/мало краски;
• наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
— полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.
Рисование пальцами
Перечисленные выше способы создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.
Никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Для достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой выражаются в социально принимаемой форме. Незаметно для себя ребенок может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, ритм, темп. Результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Из-за нестандартности ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Ребятам сложно приступить к рисованию пальцами, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Рисование предметами окружающего пространства
Малыши рисуют мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками. Детская инициатива использовать различные предметы для создания изображений всегда приветствуется. Привлечение окружающих предметов служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Рисование пластилином.
Можно создавать различные изображения. Техника трудоемкая, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Кляксы.
На части листа оставить кляксы разного цвета, сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок.
Рисование на мокрой бумаге.
Работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.