Людмила Николаевна Брагина
Исследовательско-творческий проект «Чудесница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.
Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
- дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- уточнить значение воды для всего живого;
- воспитать бережное отношение к воде.
Реализация проекта
1й день. Познание «Что мы знаем о воде?»
Задачи:
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Чудесница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
2. Уточнить значение её для всего живого.
3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Эксперименты.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость, не имеющая формы». Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Есть ли какая-то определенная форма у воды? (Ответы детей).
В-ль: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)
В-ль: Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная». На столе у воспитателя стакан с молоком, стакан с водой.
В-ль: Какого цвета молоко? (белого).
В-ль: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
В-ль: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет.
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, разноцветная.
В-ль: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».
В-ль: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода).
В-ль: Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
(Детям раздаются мерные стаканчики с сахаром, ложечки).
В-ль: А теперь положите в стаканчик с водой сахар. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В-ль: Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем- нибудь? (нет)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха
В-ль: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Обобщение. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, она не имеет формы
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
2й день. Коммуникация «Как люди речку обидели»
Программные задачи:
1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.
3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по очистке воды.
4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.
Рассказ "Как люди речку обидели"
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?
На столе поддон с землей, давайте польем ее. Что мы сейчас видим? (Ответы детей)
В-ль: Часть воды испаряется, а часть уходит глубоко под землю. А когда ее много скапливается под землей, она пробивает себе дорожку и выходит фонтанчиком на поверхность, этот фонтанчик называется «Родничок».
(Набираем в резиновую грушу воды и закапываем в землю, чтобы кончик немного был виден. При надавливании на грушу, появляется фонтанчик над землей)
В-ль: Ребята, если из фонтанчика долго льется водичка, то образуется ручеек.
В-ль: Давайте пройдем к следующему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).
В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков, а реки образуют моря и океаны.
Ребята, расположите голубые шнурочки так, чтобы ручейки впадали большую реку, а река в море. Вот так много воды и надо ее беречь.
В-ль: А сейчас мы увидим, сколько воды на нашей планете. Посмотрите, что это? (Показывает глобус). Что глобус изображает? (Нашу землю)
В-ль: Попробуйте найти на нем моря и океаны. Каким цветом они обозначены тут? (Голубым и синим)
В-ль: Ребята, посмотрите, вся суша пронизана тонкими синими линиями. Как вы думаете, что это? (Реки)
В-ль: Молодцы! Ребята посмотрите на глобус и на нашу схему. Что вы можете сказать? (Они похожи)
В-ль: Правильно, можно сказать, что мы с вами сделали карту.
В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).
В-ль: У меня в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, а во втором - из грязной.
В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)
В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.
В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки" (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.
Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.
В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
3й день. Рисование «Снежные облака»
Программные задачи:
1. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
2. Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
3. Развивать умение рисовать зимние пейзажи, аккуратно работать с красками.
4. Воспитывать любовь к русской природе, зиме.
4й день. Познание «Вода и почва»
Программные задачи:
1. Закрепить с детьми знания о том, что влага необходима почве и растениям.
2. Развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность
3. Воспитывать любовь к природе.
В-ль: Ребята вчера мы с вами полили землю, которая находится в ящике, и накрыли сверху целлофан. Как вы думаете, куда исчезает вода? (Она впитывается в почву).
В-ль: Ребята давайте откроем ящик с землёй и посмотрим, что у нас образовалось на целлофане? (На целлофане капельки воды)
В-ль: Ребята, какой мы можем сделать вывод? (Вода испаряется).
В-ль: Заключение: часть воды впитывается, а часть воды испаряется. Та, часть, которая впитывается в землю, ей питаются растения, а та, которая испаряется, делает воздух влажным. Так бывает и в природе после дождя: часть воды испаряется, а часть впитывается я в почву.
Давайте проведём несколько опытов!
Опыт 1
В-ль: Перед вами стоят стеклянные баночки, в одной баночке сухой плодородный слой, в другой песок, а в третьей мелкие камушки. Из пипеток капните воду во все баночки, понаблюдайте, как впитывается вода.
Дети провели опыт и сделали вывод:
1) В сухой плодородный слой вода впитывается медленно, на ней появляются пузырьки воздуха.
В-ль: Почему это происходит? (Ответы детей)
В-ль: В сухой земле, между комочками почвы есть свободные места. Они заполняются водой, и она вытесняет наверх воздух. А что происходит с почвой? (Ответы детей)
2) Песок быстрей пропускает воду, хотя пыль задерживает её. Песок тяжелей почвы и плотней её.
3)Через камешки вода прошла быстрей всего. Камешки круглые и между ними много пространства и поэтому оно быстрей заполняются водой.
В-ль: Таким образом, дождевая вода просачивается в землю.
Ребята, давайте вскипятим воду в чайнике.
Дети, вы все видите, когда вода закипает, над чайником появляется… что? (Пар)
В-ль: Так же вода испаряется из рек, морей, океанов, озёр и поднимается в высоко в воздух. Ребята, что происходит с водой в воздухе?
Ответ детей. Образуются облака!
В-ль: Ребята делаем вывод, из облаков летом идёт что? (Дождь.)
В-ль: А зимой идёт? (Снег)
В-ль: Правильно ребята, молодцы!
Ребята делаем вывод: после дождя, часть воды испаряется, другая впитывается в почву. Ребята со снегом весной что происходит? (Он тает и появляется вода)
В-ль: Что происходит с талой водой? (Часть испаряется, другая впитывается в почву)
А теперь посмотрите на карту-схему, где изображен круговорот воды в природе (дети рассматривают, делают выводы.)
В-ль: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом и со льдом.
1) Снег - это вода.
В помещение вносим снег. Дети кладут на ладошки и смотрят, что с ним происходит.
2) Лёд - твёрдая вода.
Обратить внимание детей, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратить внимание детей на время, за которое тает снег и лёд (снег быстрее, лёд медленнее). Выясняют, что легче лёд и вода, проведя опыты- опустить в воду лёд и снег.
3) Пар это тоже вода. (См. опыт выше)
В-ль: Снег, лёд и пар - это вода.
5й день. Аппликация «Чистая вода для рыбок»
Программное содержание:
1. Формировать представления детей о значении чистой воды, об охране животного и растительного мира в водоемах.
2. Развивать аппликативную деятельность детей, аккуратно работать с ножницами, клеем.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материал и оборудование: плакат «Спасите водных обитателей», ножницы, цветная бумага, клей.
Итоговое занятие «О чем рассказала Капелька?»
Программное содержание:
1. Обобщение полученных знаний о воде, ее свойствах.
2. Создание карты-схемы "Круговорот воды в природе"
3. Оформление альбома «Наши опыты с водой»