Ирина Скобелкина
Исследовательско-познавательный проект для детей 4–5 лет «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско - познавательный проект :
«Путешествие в мир насекомых»
Проект : «Путешествие в мир насекомых»
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта : исследовательско – познавательный
Авторы проекта :
Участники проекта : -дети;
-родители;
-педагоги.
Возраст детей : 4-5 лет (средняя группа).
Публикация «Исследовательско-познавательный проект для детей 4–5 лет „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта : Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Путешествие в мир насекомых».
Задачи проекта :
Образовательная:
-научить детей формировать навыки исследовательской деятельности;
-дать элементарные представления о насекомых (бабочка, пчела, муравей, комар, божья коровка)
-продолжать формировать представления об окружающей нас природе, желание стать другом природе, беречь и охранять ее.
Воспитательная:
-воспитывать бережное отношение к живому;
Развивающая:
-развивать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Для родителей:
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : досуг.
Название итогового мероприятия проекта «В гости к Старичку-лесовичку»
Продукты проекта :
-Итоговое мероприятие «В гости к Старичку –лесовичку»
- выставка работ детского творчества
-презентация для детей «Наши соседи насекомые»
-презентация для детей «Насекомые в загадках»
Ожидаемые результаты по проекту :
• Для детей :
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
• Для родителей:
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
Этапы реализации проекта
1 этап -подготовительный
Участники проекта Задачи этапа Средства решения, мероприятия
Дети Выявить уровень представлений детей о насекомых -Беседы «Что дети знают о насекомых?»
-Подбор литературных произведений о насекомых. Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
-Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
- Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
-Подбор музыкальных произведений по теме
-Составление плана основного этапа.
Родители Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.
Пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап - основной
Понедельник: Знакомство пчелой
«Познавательное развитие»
Рассматривание энциклопедий, журналов.
НОД «Сравнение пчелы со шмелем и осой»
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование «Рисование сотовых ячеек»
Хоровод насекомых
«Социально- коммуникативное развитие»
Дидактическая игра «Угости насекомого», просмотр мультфильма «Пчелка Майя»
«Физическое развитие»
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
«Речевое развитие»
Разучивание стихотворения «трудолюбивая пчелка»
Вторник :знакомство с бабочкой
«Познавательное развитие»
Рассматривание энциклопедий, журналов. Беседа с детьми о бабочках.
«Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация «Бабочка на цветах»
«Социально- коммуникативное развитие»
Дидактическая игра «Как сказать правильно?»
«Физическое развитие»
Подвижная игра «День и ночь»
«Речевое развитие»
Загадки и стихи о бабочках.
Среда: Знакомство с муравьем
«Познавательное развитие»
НОД «Из жизни муравьев», поиска муравейников
«Художественно- эстетическое развитие»
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Рисование «Кто помог муравьишке добраться домой»
«Социально- коммуникативное развитие»
Игра драматизация «Как муравьишка домой спешил», дидактическая игра «Муравейник»
«Физическое развитие»
Физкультминутка «Муравей»
«Речевое развитие»
Загадки о муравье, заучивание стихотворения «Муравей»
Четверг: «Знакомство с комаром»
«Познавательное развитие»
Рассматривание иллюстраций о комаре.
НОД «Насекомое комар»
«Художественное эстетическое развитие»
Рисование «Комарик».
«Социально-коммуникативное развитие»
Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом»
«Физическое развитие»
Подвижная игра «Поймай комара»
«Речевое развитие»
Загадки о комаре, заучивание стихотворения про комара.
Пятница: «Знакомство с божьей коровкой»
«Познавательное развитие»
Рассматривание энциклопедий «Какие разные божьи коровки»
НОД «Наша любимая божья коровка»
«Художественно- эстетическое развитие»
Аппликация «Божья коровка»
Прослушивание песен о божьей коровке
«Социально-коммуникативное развитие»
Дидактическая игра «На лугу»
«Физическое развитие»
Физкультминутка «Божья коровка»
«Речевое развитие»
Загадки и стихи о божьей коровке.
Родители -оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр
-оформление масок для подвижных игр
-наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми
- изготовление фотоальбома о насекомых
3 этап -заключительный
Дети -Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе;
-появилось желание получить больше информации о насекомых
Итоговое мероприятие «В гости к Старичку-лесовичку»