Ирина Уварова
Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : краткосрочный групповой исследовательский проект для детей 5-6 лет
Продолжительность проекта : 2 недели
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность проблемы:
Публикация «Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была не однозначной. Часть детей выразили радость, а другие испугались. Были и такие, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания у детей о насекомых скудные. Таким образом возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде. Развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта :
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации исследовательского проекта «Насекомые».
Задачи проекта :
- Расширить и систематизировать знания детей о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик) их строении, способах передвижения, пользе или вреда.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать бережное отношение к живому.
Методы и формы работы:
Наблюдения
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Чтение художественной литературы
Игры (дидактические, настольные, подвижные)
Пальчиковая гимнастика
Заучивание стихотворений, пословиц
Предполагаемый результат:
- Дети должны знать и называть насекомых.
- Иметь простейшие представления о насекомых. Особенностях внешнего вида (форма тела, количества лапок, наличие крыльев). Способах передвижения (прыгает, летает, бегает). Издаваемых звуков (жужжит, стрекочет). Где и как зимуют.
- Знать о пользе и вреде, которую приносят людям и растениям.
- Находить сходства и различия.
- Владеть обобщающим понятием «Насекомые».
- Составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Комплексно-тематическое планирование по теме : «Насекомые»
Познание:
- Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских изданий.
- Наблюдения на прогулках за насекомыми.
- Составление рассказов о насекомых.
- Беседы на тему: «Жизнь насекомых в природе», «Правила поведения при встрече с насекомыми», «Красота живой природы».
- Разучивание стихов и песенок о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Занятие «Бабочка».
- Дидактические игры: «Найди отличия», «Летает не летает», «Узнай чьё крылышко», «Найди, кто где живет».
Коммуникация:
- Пальчиковая гимнастика: «Пчелка», «Божья коровка»
- Дыхательная гимнастика: «бабочка лети»
- Словесные игры: «Медведь и пчёлы», «Пчёлки и ласточки»
Чтение художественных произведений:
А. Барто «Фонарик», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
И. Крылов «Стрекоза и муровей», С. Михалков «Академия наук»,
В. Зотов из книги «Лесная мозайка», «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»;
К. Ушинский «Пчёлки на разведках».
Прослушивание аудиозаписи сказки К. Чуковский «Муха – Цокотуха»,
«Полёт шмеля» Римского – Корсакова, «Вальс цветов» А. Чайковского.
Социализация:
- Лото «Насекомые на полянке»
- Развивающая игра «Кто где спрятался»
Художественное творчество:
- Детские рисунки «Бабочка»
-Лепка «Гусеница»
- Коллективная работа «Божьи коровки проснулись»
Физическая культура:
- Подвижные игры: «День, ночь» (насекомые днем и ночью)
- «Поймай комара»
- «Бабочки и стрижи»,
- «Медведь и пчёлы».
- Физкультминутки. «Пчелка», «На полянке мы сидим».
Здоровье:
- «Мухи – разносчики различных инфекций»
- «Что полезного приносят людям пчёлы»
Безопасность:
- «Как правильно вести себя на природе»
- «Как вести себя и что делать, если укусила пчела, оса?»
- «Как обезопасить себя от укуса клещей»
Сотрудничество с семьё й:
- Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Помощь в подборе художественной литературы
- Составление и оформление вместе с ребенком мнемотаблиц о насекомом.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
Взаимодействие с музыкальным руководителем, воспитателями.
- Разучивание танца «Пчелки»;
- Прослушивание музыкальных произведений о насекомых : «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
- Музыкальный досуг «Как паучки нашли себе друзей»
- Итоговое занятие «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
Продукт проектной деятельности :
- Выставка рисунков «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».
- Лепка: божья коровка, бабочка, стрекоза, гусеница, пауки и др.
- Составление папки «Насекомые» из оформленных рассказов детей и родителей.
- Итоговое открытое занятие по теме «Насекомые»
Результаты проекта :
В результате нашей работы, дети узнали:
Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки.
Насекомые опыляют растения. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
У детей сформировался устойчивый интерес к наблюдениям в природе.
Повысился уровень экологической грамотности воспитанников.
У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
Вывод:
• Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
• Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
• В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.
• По результатам проекта было выявлено, что:
o Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
o У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т. д. ;
o У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
• На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
• Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
• В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
• Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
Список использованной литературы:
1. «Расскажите детям о насекомых» Э. Л. Емельянова
2. «Насекомые. Лучшая энциклопедия в картинках для малышей»
3. «Насекомые» Ирина Травина
4. «Удивительные насекомые»
5. «Как муравьишка домой спешил» А. Бианки
6. «Муха-Цокотуха» К. Чуковский
7. «Академия наук» С. Михалков
8. «Лесная мозайка» В. Зотов
9. «Пчелки на разведках» К. Ушинский