Ольга Зелинская
Исследовательский проект в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Актуальностью данного проекта является расширение кругозора дошкольников посредством взаимодействия с неживой природой, и практическое применение детьми полученных знаний и умений в опытно-экспериментальной деятельности. Главным целевым ориентиром, считаем знакомство детей подготовительной группы с движением воды в природе через опыт на основе искусственно созданной модели «Круговорот воды в природе». Особое внимание в проекте акцентируется на играх-экспериментах, во время которых дети наблюдают, размышляют, встречаются с проблемой, формулируют гипотезу, устанавливают причинно-следственные связи, и в итоге, делают выводы.
Публикация «Исследовательский проект в подготовительной группе „Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008.
3. О. В. Дыбина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М. ,ТЦ «Сфера», 2005.
4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом - Творческий центр. - М., 2001.
5. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М., 2006.
6. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. - М., 2011.
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М., 2005.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. - 3-е изд. – М. : АРКТИ, 2005.
9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005.
10. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
В природе частицы воды постоянно путешествуют между сушей, морем и небом. Это явление называется круговоротом, или циклом, воды. Вода в океанах, реках, озерах и лужах нагревается солнцем и испаряется. Водяной пар поднимается вверх, в атмосферу, и охлаждается. Здесь он превращается в крошечные капельки воды, которые выпадают на землю дождем или снегом. Реки возвращают эту воду в моря, откуда она спустя какое-то время снова испаряется и попадает в атмосферу.
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Ребёнок – первооткрыватель, исследователь мира, который его окружает. Для него всё впервые: куда исчезают сугробы? Как дождь попал на небо? Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознано правильного отношения детей к объектам природы, и исследования их.
Цель: познакомить детей подготовительной группы с движением воды в природе.
Задачи:
1. Продолжать учить детей устанавливать простые связи между явлениями природы.
2. Развивать у дошкольников познавательный интерес во время наблюдений.
3. Формировать умение создавать систему знаков и применять её.
4. Расширять словарный запас, учить делать выводы.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.
Объект исследования : вода.
Предмет исследования : круговорот воды.
Гипотеза: можно ли в бытовых условиях увидеть круговорот воды?
Вид проекта : среднесрочный, исследовательско - творческий, групповой.
Сроки реализации:
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Ожидаемый результат:
Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды; Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; Повышение уровня информативности родителей о деятельности ДОУ.
Форма проведения: наблюдения, беседы, игры, занятия, экспериментальная деятельность, творческая, придумывание историй о путешествии капельки, изготовление модели, папки - передвижки.
1этап (подготовительный)
• Сбор информации, анализ методической литературы по теме проекта с целью определения уровня знаний детей и информирования родителей.
• Подборка и изготовление дидактических пособий с целью поднятия творческой активности детей и пополнения предметно-развивающей среды группы.
2этап (основной)
Занятия
• «Свойства воды - вода растворитель» Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.
• «Вода – источник жизни» Цель: показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.
• «Вода вокруг нас, какая она?» Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Изучить свойства воды. Помочь понять детям, в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с видами водоемов.
• «Такая разная вода!» Цель: закрепить у детей умение отличать три агрегатных состояния воды : жидкое, твердое и газообразное.
Игры-эксперименты
• «Что увидим через воду?» Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.
• «Водяной фильтр» Цель: Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами.
• «Тонет, не тонет» Цель: показать, что вода выталкивает более легкие предметы.
• «Подводная лодка» Цель: познакомить детей со свойством соленой воды.
• «Можно ли склеить бумагу водой?» Цель: познакомить с клеящим свойством воды.
• «Есть ли у воды вкус?» и «Чем пахнет вода?» Цель: знакомство детей со свойствами воды, а именно, что вода приобретает вкус или запах того вещества, которое в него добавлено.
• «Испаряется ли вода?» Цель: познакомить со свойством превращения воды в газ.
Наблюдения
• Наблюдение за дождём, туманом, росой, градом, лужей. Цель: знакомить с многообразием форм воды, встречающихся в природе.
Художественное творчество
• Рисование на тему: «Разные дожди» Цель: дать представление о многообразии дождей (моросящий, ливневый, грибной, грозовой, косой)
• Конструирование поделок из бумаги и природного материала. Цель: для игр с водой на прогулке (кораблики, лодочки).
• Лепка водных обитателей (рыбки, лягушки, улитки) Цель: развитие моторики пальцев рук.
Беседы
• «Вечная слава воде» Цель: уточнить важность и необходимость воды в жизни всего живого.
• «Где можно встретить воду?» Цель: закрепить знания детей, где и в каком виде можно встретить воду.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в царство воды», «Путешествие на пароходе». Цель: создание радостного настроения.
Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если?», «Что это такое?», «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Льдинки, снежинки, сосульки». Цель: развивать у детей воображение, речь.
Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется». Цель: развивать двигательную активность детей, самостоятельную организацию подвижных игр.
Изучение энциклопедий, отгадывание загадок о воде, дожде; копилка пословиц, стихов о воде и ее состояниях; чтение рассказов, экологических сказок: «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой, «Хотела галка пить» Л. Н. Толстой; просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды» Цель: расширять кругозор, развивать логическое мышление детей.
Трудовая деятельность:
«Мы – друзья природы» (протирание крупных листов, опрыскивание мелколистных цветов, полив растений в группе и на участке) Цель: прививать любовь к труду, воспитывать эстетическое восприятие.
3 этап (завершающий)
• Викторина «Что мы знаем о воде?» Цель: закрепить полученные знания.
• Апробирование модели: «Круговорот воды в природе» Цель: доказать опытным путём движение воды и переход её из одного агрегатного состояния в другое.
• Презентация «Круговорот воды в природе» Цель: систематизировать знания о движении воды.
Результативность:
Дети имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут организовать элементарные опыты и сделать выводы; используют в речи тематическую терминологию; проявляют устойчивый интерес к явлениям окружающей среды.
Родители оказывали помощь при подборе и составлении материала для реализации проекта, создали папку-передвижку на тему: "Путешествие Капельки"; познакомились с деятельностью детей в дошкольном учреждении.
Воспитатели разработали конспекты занятий, целевые беседы и наблюдения; составили картотеку опытов о свойствах воды; создали презентацию на тему «Круговорот воды в природе»; сконструировали искусственную модель в бытовых условиях.
Вывод
Цель проекта достигнута, задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение-круговорот воды можно получить в бытовых условиях.