Манаенкова Лариса
Исследовательский проект «В мире звуков мы живём»
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире звуков мы живём»
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Н. П. Огарев
Исследовательская деятельность дошкольников на музыкальных занятиях.
Автор: музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории Манаенкова Лариса Александровна.
Публикация «Исследовательский проект „В мире звуков мы живём“» размещена в разделах
Название проекта : «В мире звуков мы живём»
Направление проекта : изучение музыкальных и немузыкальных звуков, их происхождение, способов распространения с помощью простейших опытов и дидактических игр; изготовление самодельных игрушек-инструментов и обучение игре на них.
Вид проекта : исследовательски - творческий, краткосрочный, групповой.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (1 месяц)
Участники проекта : дети 5 – 6 лет, педагоги.
Проблема проекта.
Многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не умеют воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать умения слушать и слышать все, что нас окружает. Игра - импровизация на самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.
Цель: формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию;
Задачи.
1. Развивать слуховое внимание детей, в данном случае участников проекта.
2. Развивать тембровый слух детей.
3. Воспитывать интерес к окружающему нас миру.
4. Развивать изобретательность детей.
5. Воспитывать умение детей применять теоретические знания на практике.
Актуальность проекта.
Всё чаще педагоги отмечают у большинства детей синдром «слухового невнимания». Исправлять такое положение вещей очень тяжело, проще не допустить. Я, как педагог, имеющий непосредственное отношение к звукам, сочла нужным развивать слуховое внимание детей с помощью игр со звуками, которые нас окружают.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей. У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному будут воспринимать окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный
• Составление системы занятий
• Подбор детской художественной литературы для инсценирования сказок.
• Подбор музыкальной литературы для слушания, пения, игры на детских музыкальных инструментах.
• Изготовление музыкально- дидактических игр
• Подбор аудиокассет, CD – дисков
2 этап. Выполнение проекта
Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»
Исследовательская деятельность детей
Дидактическая игра «Что звучит?»
Дидактическая игра «Что такое звуки?»
Дидактическая игра «Музыка или шум?»
Музыкальная мастерская - создание простейших шумовых инструментов;
3 этап: заключительный
- Презентация.
- Показ сказки - шумелкой «Теремок» детям младшего возраста.
- Выставка самодельных шумовых инструментов.
Результаты проекта.
В результате выполнения проекта у детей произошло :
развитие познавательных способностей;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков;
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.