Алия Конева
Исследовательский проект в группе раннего возраста «Игры-эксперименты с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ»
Тип проекта: исследовательский, игровой, групповой, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 2 недели
Участники проекта: воспитанники ранней группы, воспитатели, родители.
Проблема: Отсутствие знаний об элементарных свойствах воды.
Актуальность проекта: Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить,
систематизировать и творчески применить знания детей о воде.
Публикация «Исследовательский проект в группе раннего возраста „Игры-эксперименты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Первое вещество, с которым знакомится ребенок, это вода, даже в утробе матери он находится в воде. Поэтому игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Особенно это важно для самых маленьких детей. Вода вызывает особый интерес у детей. Вода очень удобна для поисково – исследовательской деятельности. Вода обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации.
Не смотря, на то, что для нас, взрослых эксперименты с водой кажутся простыми и примитивными, но для детей – это целое открытие.
Цель проекта: создание условий для знакомства детей с элементарными свойствами воды.
Задачи проекта:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха; что в ней растворяется краска; может быть холодной и теплой;
- развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного;
- активизировать в речи детей слова: прозрачная, безвкусная, без запаха.
- воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
- формировать представление о значимости воды.
Материальное обеспечение: стаканы, ёмкости, вода, наборы деревянных предметов (игрушка, кубик, пластмассовых (мозаика, прищепка, железных предметов (булавка, монетка, гуашь 4-х цветов (жёлтая, красная, зелёная, синяя, кисти, бумага (для кораблика, скорлупа грецкого ореха, соль, сахар.
Продукт проектной деятельности:
Книжки-малышки по данной теме
Игровое дидактическое пособие о воде
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1) приобретение детьми новых знаний о воде, её свойствах; о важности воды в жизни человека и всех живых существ;
2) дети могут рассказать о некоторых свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворимость, о предметах, которые тонут и не тонут в воде);
3) интерес детей к экспериментальной деятельности.
Для родителей:
Обогащение родительского опыта приёмам работы и взаимодействия с детьми;
Риски: плохая посещаемость детей.
Реализация проекта будет проходить в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап:
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
2. Пополнение развивающей среды: составление картотеки опытов с водой, составление картотек загадок.
3. Предложить родителям изготовить книжки-малышки по теме «Вода»
Основной этап: (слайд 5)
1. Художественно - творческая деятельность:
Чтение стихотворений: Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Р. Бикметова «Кораблик» (Приложение 1)
Чтение потешек «Рыбка в озере жила», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Мы под краном будем мыться» (Приложение 2)
Загадки о воде (Приложение 3)
Беседы: «Путешествие капельки», «Вода нужна всем», «Берегите воду» (Приложение 4)
2. Продуктивная деятельность:
Рисование нетрадиционным способом: рисование пальчиками «Дождик кап-кап», рисование ватными палочками «Веселые капельки» (Приложение 5)
Экспериментирование с водой:
«Ах, вода-водица»
«Вода текучая»
«Теплая и холодная вода»
«Цветная вода»
«Тонет – не тонет»
«Поплывет ли кораблик?» (Приложение 6)
4. Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Кран, откройся!», «Зайка серый умывается», «Рыбки плавают в воде» (Приложение 7)
Пальчиковые игры: «Лодочка», «Не боимся мы воды», «Дождик, дождик поливай», «Капель» (Приложение 8)
Физкультминутки: «Тихо плещется вода», «Как приятно в речке плавать!», «Над водой летят стрижи» (Приложение 9)
5. Трудовая деятельность:
наблюдение за трудом помощника воспитателя, мытье игрушек, полив растений.
6. Консультации для родителей по темам: «Эксперимент в детском саду», «Зачем воду нужно беречь?»
Заключительный этап.
Дидактические игры с родителями, книжки-малышки по данной теме.
Итоги проекта:
В ходе всей экспериментальной деятельности дети находились в состоянии заинтересованности, желании дальнейшего исследования, на лицах детей были улыбки и эмоция удовольствия.
Приложение 1
Стихотворения для разучивания с детьми.
Кораблик
Р. Бикметова
Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
«Вы слыхали о воде?»
Н. Рыжова
Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Приложение 2
Потешки
Рыбка в озере жила,
К нам с тобою приплыла
Малыша мы будем мыть,
Рыбку будем мы ловить.
Нам вода не холодна.
Где же рыбка? Вот она!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
Приложение 3
Загадки о воде.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я? (Вода)
***
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
***
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)
***
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Снежинка)
***
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идёшь?
Зонт возьми – там льётся … (дождь).
***
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, И бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Приложение 4
Беседа «Путешествие капельки»
Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.
Ход беседы: Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море».
Беседа «Вода нужна всем»
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.
Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
Беседа «Берегите воду»
Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Ход беседы: Объяснить детям, откуда берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.
Приложение 5
Тема: Рисование пальчиками «Дождик кап-кап»
Цель: учить детей рисовать дождик нетрадиционным способом рисования – пальчиками.
Задачи:
- учить детей рисовать точки, пятнышки пальчиками, изображая дождь; закреплять знания о цвете (синий);
- формировать у детей познавательный интерес к природе, природным явлениям; способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков; развитие мелкой моторики; развитие чувства ритма и цвета;
- воспитание аккуратности при выполнении работы; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
Ход занятия
- Ребята вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим кто там.
Вносится Кукла с зонтиком.
- Дети кто к нам в гости пришел? (Ответы детей)
- Ребятки, познакомьтесь, это кукла Катя. Посмотрите, что у нашей гости в руках? (Зонтик)
- Но почему то Катя очень грустная. Она любит гулять в дождливую погоду под зонтиком. Но вот беда дождика сегодня нет, поэтому она и грустит.
- Ребята, а вы хотели бы помочь нашей гостье? (да)
- Не грусти Катя, наши ребята тебе помогут.
- А как можно помочь? (Нарисовать дождик)
- Молодцы, конечно, мы можем нарисовать нашей гостье дождик, а из чего идет дождь? (из тучки)
- Правильно, дождик из тучки. А какого цвета тучка? (синего)
- Посмотрите ребята вот наша тучка, а дождик из нее почему то не идет. Что же нам делать? И кисточки, куда-то подевались. Как же мы будем рисовать дождик? (ответы детей).
- Давайте будем рисовать пальчиками.
- Какая нам нужна краска для того чтобы нарисовать дождик? (синяя)
- Конечно же синяя.
Обратить внимание детей на образец:
- Ребята посмотрите, как мы будем рисовать дождик.
- Я сжимаю все кулачки в кулачок, а один указательный пальчик оставлю, окунаю умненький пальчик в краску синего цвета, много краски не набираю, и аккуратно прикладываю пальчик к листку и получилась капелька дождя.
- А теперь ребята пройдем за свои столы.
- Ребята наши пальчики устали, а чтобы они хорошо рисовали давай те с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика
«Дождь стучит в мое окно
Сжимаем и разжимаем ладошки
Кап-кап-кап
Стучим пальчиками по столу
Время осени пришло
Сжимаем и разжимаем ладошки
Так-так-так
Хлопаем в ладоши»
- Наши пальчики отдохнули, давайте начнем рисовать.
Самостоятельная работа. Воспитатель подходит к каждому ребенку и помогает правильно нарисовать. Включается музыка, и дети начинают рисовать.
- Ребята, как вы думаете, понравился дождик, который мы нарисовали нашей Кате. Давайте у неё спросим.
- Молодцы, какой красивый дождь получился вот этот самый синий, вот этот самый большой, вот у этого маленькие капельки, у этого большие капельки. Спасибо вам ребята, вы очень помогли.
- Ребята, какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?
- А для чего мы это делали?
- Какого цвета получился дождь?
- Ребята, куколка хочет с вами поиграть в игру «Солнышко и дождь». Поиграем?
- Кате пора уходить. До свидания ребята. Спасибо вам за помощь.
- До свидания.
Приложение 6
Эксперимент «Ах, вода-водица»
1. Цель: Знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.
Материалы: стаканы с водой, камешки, соль, сахар.
Ход эксперимента
На столе стоят прозрачные стаканы с водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду, опускают в неё камешки - прозрачная, нюхают – не имеет запаха.
Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать – сахар растворяется, остаётся прозрачной, становится сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.
Выводы: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.
Эксперимент «Вода текучая».
Цель: продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. развивать его любознательность.
Материалы: стакан с водой, пустой стакан.
Ход эксперимента
Воспитатель: Ребята, смотрите у меня в этом стакане вода. Значит этот стакан полный. Какой это стакан? (хоровые и индивидуальные ответы детей: полный). А здесь ничего нет. Значит стакан - пустой. Саша повтори, какой это стакан? (показываю на стакан с водой). Маша, повтори, а какой это стакан? (показываю на стакан без воды). Давайте попробуем водичку перелить из полного стакана в пустой. Скажем: «Лейся, лейся водичка». Вот теперь этот стакан стал полным. А этот - пустым! Попробуем еще раз! (переливаю). Послушайте, как журчит красиво. Смотрите, одна последняя капелька осталась, посмотрим на неё: «Кап-кап-кап». Вот из таких капелек состоит вода. Ребята, мы узнали с вами, что вода текучая, повторите за мной (дети повторяют слово «текучая» по необходимости, повторяю опыт несколько раз). Что делает вода? (хоровые и индивидуальные ответы: журчит, течёт, льётся).
Эксперимент «Теплая и холодная вода»
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный», воспитание аккуратности при работе с водой.
Материалы: синий таз с холодной водой, зеленый таз с холодной водой,
Ход эксперимента
Воспитатель: Дети, волшебница - капелька сегодня приготовила нам что- то интересное и увлекательное. Хотите узнать? (да) Пройдёмте к столу. Капелька хочет вам рассказать о ещё одном свойстве воды. Вода может быть холодная и тёплая. Предлагаю вам опустить пальчик в таз синего цвета (дети опускают). Какая здесь вода теплая или холодная? (холодная). А теперь опустите пальчик в тазик зеленого цвета. Какая в нём вода теплая или холодная? (тёплая).
Вывод: вода может быть теплой, как в зеленом тазу, а может быть и холодной на ощупь, как в синем тазу.
Эксперимент «Цветная вода»
Цель: Знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 4 цветов, кисть.
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу 4 прозрачных стакана с водой, гуашь 4 цветов, кисть.
Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду - прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный, синяя – в синий.
При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.
Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.
Эксперимент «Тонет - не тонет»
Цель: Знакомство детей со свойствами предметов держаться на воде.
Материалы: контейнер с водой, деревянные предметы: кубик, игрушка; железные предметы: монетка, булавка; пластмассовые предметы: мозаика, прищепка.
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу контейнер с водой и предлагает ребятам опустить в него различные предметы.
Дети наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности – плавают.
Вывод: В воде не тонут деревянные и пластмассовые предметы, плавают. А предметы из железа тонут.
Эксперимент «Поплывет ли кораблик?»
Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Материалы: ёмкость с водой, бумажный кораблик, кораблик из скорлупы грецкого ореха.
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу ёмкость с водой кораблики из бумаги, кораблики из скорлупы грецкого ореха.
Предлагает опустить кораблик из бумаги на воду. Он не тонет.
Теперь опускаем кораблик из скорлупы грецкого ореха. Как вы думаете, почему поплыли наши кораблики из скорлупы? (ответы детей). Правильно, они легкие, прочные, скорлупа не тонет.
Выводы:
Кораблик не тонет, потому что он лёгкий.
Приложение 7
Малоподвижная игра: «Кран, откройся!»
Цель: развитие у детей интереса к играм-действиям под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение и выполняет действия по тексту вместе с детьми.
«Солнышко и дождик»
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик.
3 – вариант. Дети встают по кругу. -
Смотрит солнышко в окошко (идут по кругу).
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладоши, (хлопают стоя на месте).
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! (ритмично притопывают на месте).
Топ-топ-топ-топ!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (ритмично хлопают ладоши в ладоши)
Хлоп-хлоп-хлоп.
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется.
«Зайка серый умывается»
Цель: формирование умения выполнять игровые движения по тексту; развитие координации движений, мышц ног.
Ход игры:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается. (Дети «умываются».)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо. (Дети трут ладошками носы, «хвостики», уши.)
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок!
Скок-поскок! (Дети скачут.)
«Рыбки плавают в воде»
Цель: формирование у детей умения воспроизводить движения по образцу (по тексту, имитируя особенности перемещения рыб; умение ориентироваться в пространстве; развитие координации движений.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в «рыбок и поплавать в реке»
Рыбки плавают, ныряют –
Корм подводный собирают.
Раз, два, три – Со-бе-ри!
Рыбки плавают, ныряют –
И друг друга догоняют.
Раз, два, три –
Догони, догони, догони.
Рыбки плавают по дну –
Не поймаешь ни одну.
Раз, два, три – Лови!
Сложив руки лодочкой дети
«плавают», как рыбки,
«Собирают» воображаемый корм,
присев, берут его с пола
(одной, двумя руками)
«Плавают», как рыбки
Бегают за воспитателем, друг за другом
по комнате (на прогулке – по участку)
«Плавают», как рыбки
При слове «лови», дети «прячутся»,
убегая на свои стульчики (на прогулке к домику).
Приложение 8
Пальчиковая гимнастика
«Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт»)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Паруса подниму,
(Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой»)
Синим морем поплыву.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут»)
А по бурным волнам.
Плывут рыбки тут и там.
«Не боимся мы воды»
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чистая водичка
Умоет наше личико, (Умываемся – имитируем движения)
Вымоет ладошки, (Зачерпываем воду, выплёскиваем вверх -
Намочит нас немножко, имитируем движения)
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся! (Улыбаемся соседу справа, слева)
«Дождик, дождик поливай»
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Ударение указательным пальцем
По ладони руки
Показываем, разводя руки
«Капель»
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап-кап!
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап!
Солнце припекло сильней,
И быстрей звенит капель:
Кап-кап, кап-кап!
Е. Карельская
Медленное стучание пальцами по
Ладошке.
Увеличивать темп.
«Солнышко» из ладошек.
Стучание пальцев по ладошке в быстром темпе.
Приложение 9
Физкультминутки
«Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
«Как приятно в речке плавать!»
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
«Над водой летят стрижи»
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса — расписные паруса.
(Руки сцеплены в замок перед грудью, пл