Надежда Федина
Исследовательский проект «Светит солнышко для всех»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект
«Светит солнышко для всех»
Длительность проекта:
2 недели.
Возрастная группа:
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Авторы-составители:
Воспитатели МДОУ №21 «Ласточка»: Федина Н. П, Мухина В. А.
п. Мокеевское. 2016 год
Вид проекта:
исследовательский, творческий.
Публикация «Исследовательский проект „Светит солнышко для всех“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
по составу
– групповой
Возрастная группа:
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Актуальность:
Вся жизнь на земле порождена и неразрывно связана с солнцем. Своей жизнью как и всеми своими технологическими достижениями человек обязан именно ему. С древних времен люди знали мощь энергии солнца и из века в век пытались научиться управлять ею. На сегодняшний день уже созданы такие технологические новинки на солнечных батареях как светофоры, ноутбуки, жилые дома, автомобили, катера и многое другое. Разрабатывая с детьми наш проект, мы осознали безграничные возможности, которые нам предоставляет солнце, его свет и энергия.
Цель:
Развивать познавательный интерес к солнцу как звезде, символу света и источнику тепла, формировать у детей активный словарь через организацию разных видов деятельности: игровой; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной. Познакомить детей со значением солнца как источника света и тепла в жизни человека, растений и животных. Закрепить знания детей о пользе и вреде солнца для людей.
Задачи:
1. Подвести к пониманию, что вся жизнь на нашей планете зависит от Солнца (свет, тепло, смена дня и ночи, смена времен года). Раскрыть значение Солнца в жизни живых существ на Земле.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3. Повышать речевую активность через знакомство с произведениями русского народного фольклора и современных писателей.
4. Воспитывать умение удивляться, любоваться окружающим миром.
Ожидаемый результат:
Воспитанники:
- расширяют знания об особенностях Солнца и его роли для окружающего мира;
- осваивают умение изображать один предмет разными способами используя разный материал;
- развивают фантазию, спонтанность, эмоциональность, расширяют и активизируют словарный запас;
- получают удовольствие от выполненной работы в коллективе детей и совместно с родителями
Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность
- повышают профессиональный уровень
Краткое содержание проекта.
Предлагаемый проект проводится в рамках социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста по «Основной образовательной программе дошкольного образования МДОУ № 21 Ласточка составленной с учетом учебно- методических материалов примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Образовательные области:
«Социально- коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» .
В результате совместных и самостоятельных наблюдений, исследований, направленных на изучение солнца и его особенностей, у детей формируется представление о значении солнца в жизни живых существ на Земле.
В ходе работы над проектом дети ответят на вопрос: «Почему светит солнце?»; «Зачем нужен солнечный свет?»; «Как люди используют энергию солнца?». А также создадут следующие продукты деятельности (индивидуальные и совместно со взрослыми): рисунки «Солнце»; поделки из природного материала «Солнышко»; книжки- малышки «Солнышко лучистое».Конструирование и ручной труд «Солнышко-наш друг».
Этапы реализации проекта.
1 этап «Проблемная ситуация»
1. Беседы с детьми, для выявления знаний о солнце.
2. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, о солнце, иллюстративный материал.
3. Подготовка атрибутов для игр, занятий.
В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись в ответах на вопрос «Зачем нужно солнце?», «Какое значение оно принимает в жизни живых существ?» и т. д. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Хотелось обогатить знания детей о звезде – Солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая тема.
Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы.
Что знаете по теме?
Солнышко – это когда тепло, и бабочки летают и девочки загорают (Катя Х.)
«Солнце – яркий луч» -(Паша К.)
Оно желтое. (Варвара П.)
Солнышко круглое, и у него есть лучики. (Дима Р.)
Солнышко встает, и все соседи просыпаются. (Денис К.)
Оно листочек греет. (Артур Р.)
Оно желтое. (Соня Г.)
Солнышко наверху, на небе светит. (Вероника Л.)
Оно красивое и веселое. (Алена Т.)
Мне в глаза светит. (Ксения С.)
Солнышко светит, чтобы дождик не капал на меня. (Ника Т)
Что хотите узнать?
Как оно появляется? (Егор Н.)
Какие лучики длинные? (Катя Х.)
Как оно спит? (Андрей М.)
Можно его достать? (Даниил П.)
Как оно высоко в небе светит? (Софья Г.)
Почему оно круглое? (Вероника Р.)
Стишок выучить про него. (Дима Р.)
Почему оно не падает? Снег и дождь падает же! (Вероника Л)
Почему только одно на небе? (Влад Ш.)
Где можно узнать?
Спрошу у папы. (Денис К.)
У мамы. (Павел К.)
В книжке мама почитает. (Вероника Л.)
Мультик посмотрю. (Андрюша М.)
У воспитателей узнаю. (Кира Ш.)
Брата спрошу, он в школу ходит. (Вероника Р.)
Картинки посмотрю. (Егор Н)
Бабушку спрошу. (Ника Т.)
Дома и в садике. (Максим П.)
2 этап «Планирование»
(реализация проекта в образовательную практику):
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Рисование «ладошкой» гуашью – колл. работа
- «Ходит в небе солнышко» - аппликация с элементами рисования
- Поделки из природного материала «Наше солнышко»(семена, камушки и т. д.);
- Изготовление солнышка из бросового материала.
- Изготовление шапочек (оригами) от солнца
-Рисование солнца пальчиком на крупе, мелками на асфальте.
-Лепка «Солнышко лучистое» - в технике смешивания пластилина;
-Аппликация «Солнце в тучках»,
-Коллективная работа «Солнце из ладошек»
Музыка. Слушание музыки:
-Музыкально-ритмическая композиция «Солнышко лучистое»
- Музыкально-дидактическая игра «На что похоже солнышко»
- Исполнение танца под мелодию «Разноцветная игра»
- Танцполо «Домисолька» (творчество В. Шаинского)
-Творческое задание «Солнечные лучики».
-Игры «Поймай солнечного зайчика», «Спрячемся от Солнца»
«Здравствуй, солнечный лучик»
«Солнышко и дождик»
«Найди свою тень»
-Развлечение «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»»
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
- Театральная деятельность «В гости к солнышку» (фланелеграфия, резиновые игрушки, шапочки)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
-Беседа «Если б не было Солнца»
-Беседа «О луне, солнце и звездах»;
-Беседа «Наш помощник – Солнце»;
-Беседа «Солнце и спорт укрепляют здоровье»;
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- Разбор проблемных ситуаций «Как быть, если перегрелся на солнышке»,«Можно ли ходить без головного убора под солнцем» и т. д. ;
-Беседы «Солнце людям лучший друг, помогает всем вокруг, только будь с ним осторожен, чтобы не обжечься вдруг»
- Игра «Хорошо-плохо» (по теме)
-чтение сказок с придумыванием окончания «Краденое солнце»
-Рассказы воспитателя по темам «Чем полезно солнце»; «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».
- Чтение энциклопедии «Азбука здоровья».
- Игры «Хорошо-плохо»
-Составление сказки про солнце;
-Составление рассказов по пословицам, поговоркам о солнце;
-Заочная экскурсия «В гости к солнцу в Солнечный город»;
- Заучивание стихотворения «Я и солнышко».
-Пальчиковые игры
Чтение художественной литературы по теме.
Сказки
- «В гостях у Солнышка»
- «Краденное Солнце»;
- «Диво дивное, чудо чудное»;
- «Мороз, Солнце и Ветер»;
- «Спокойной ночи, солнышко»;
- «Зайка и солнышко»;
- «Подушка для солнышка»;
- «Медведь и солнце» (Н. Сладков);
- «Желудь и солнце» (алтайская);
- «Солнце и ветер», Ушинский
Рассказы
Пришвин «Кладовая Солнца»;
Т. Хоботов «Уходя, гасите солнце»;
О. Соловьева «В царстве вечного мрака».
Ю. Марцинкявичюс «Заботливое солнышко»
Стихотворения
- «А у солнца сто забот» (Р. Карапетин);
- «Зачем, под вечер солнышко торопится сбежать?» (Н. Родивелина);
- «Природные явления» (С. Олексяк);
- «Солнце на небе» (А. Малаев);
- «Солнце прячется за тучки» (П. Верис)
Отгадывание загадок о природе, солнце.
Чтение глав из книги «Народный календарь».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
• разучивание физкультминуток, стихи с движениями: «Солнечные зайчики», «Солнышко»
• обогащение двигательного опыта детей через игры-путешествия;
• придумывание своих необычных движений;
• творческие задания «Покажи как»;
• разучивание игр «Солнечные зайчики»», «Лесное эхо», «Весенние цветочки», «Солнышко и дождик»
-Развлечение «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Исследовательская деятельность на прогулке.
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.
Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?
С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
- Как движутся тени.
- Солнечные зайчики.
- Цветные стеклышки.
- Для чего растениям солнце.
- Что- то в коробке.
В рамках данного проекта была проведена и работа на участке, где совместно с детьми был посажен картофель,подсолнухи и цветы в виде солнца. С детьми в течение летних месяцев проводились наблюдения за ростом овощей и цветов. Так же была включена и трудовая деятельность по прополке от сорняков.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Папки-передвижки «Безопасность летом»; «Закаливание солнцем».
- Изготовление книжек - малышек «Солнышко лучистое»».
- Консультации для родителей по темам «Закаливание детей в летний период», «Одежда детей в летнее время», «О пользе солнечных ванн»,
«Осторожно: тепловой и солнечный удар».
3. Этап «Заключительный»
1. Подведение итогов проекта.
2. Подготовка презентации по фотографиям.
3. Оформление книжек-малышек «Солнышко лучистое»
4. Проведение развлечения «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
- дать полный ответ на вопрос «Зачем нужно солнце?»;
- проявлять интерес к познанию значения Солнца в жизни на Земле;
- доброжелательно относиться к окружающему миру ;
- выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстником различные ситуации;
- искать ответы на интересующие вопросы в сотрудничестве с взрослым.
В перспективе:
1. Эксперимент с растениями «Растения и солнце»
2. Эксперимент «Лед – вода»
3. Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем (наблюдение за деревьями, травой, цветами)
4. Правила безопасного поведения в солнечную погоду (для чего нужны солнечные очки, панамка и др.)
5. Закаливание солнцем
Вывод:
Хотелось детям дать элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. А также вовлечь каждого участника в активный, познавательный и творческий процесс.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за деятельностью солнца, делали выводы о его влиянии на природу. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и развитию творческого воображения, а так же обогатился словарный запас.
Литература:
Карпухина Н. А. «Конспекты занятий в старшей группе» детского сада, 2013г.
Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», 2006г.
Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Павлова О. В. «Изобразительная деятельность. Художественный труд.»(старшая группа, 2013г.)
Цветков В. «Космос. Полная Энциклопедия», 2011г.
Жуков М. Н. «Подвижные игры»
Клаус Фопель «Привет, ножки. С головы до пят. Привет, ушки» (подвижные игры).
Силантьева С. В. «Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей»
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/detskii-sad/zdorovyy-obraz-zhizni
http://zanny.ru/docs/100/index-15753.html
http://doshkolnik.ru/pedagogika/1129-solnechny-luchik.html
http://www.bibliofond.ru/
Приложение
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ:
«Солнышко»
Вы вокруг все посмотрите,
Лицо к солнцу поднимите.
Потяните руки, дети -
Оно ласково нам светит.
Чувствуете, солнце греет,
Лицо на солнце наше млеет.
И деревья, и цветы,
И травинки, и кусты –
Дружно тянутся к нему…
- Догадайтесь, почему? (ответы детей).
«Солнышко и тучка»
Солнце ярко в небе светит,
Лучики играют.
Дети гуляют по участку.
Тучка вдруг здесь показалась,
Лучики все разбежались.
Дети убегают от тучки.
Физкультминутки
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде — раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде — два!
«В гости к Солнцу»
В гости к Солнцу мы идем,
И немножко отдохнем.
Остановимся и дружно
Глубоко сейчас вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Дружный, мы, такой народ!
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
Может, дети, вы устали?
«Лесное эхо»
Эхо лесное, спросить могу?
Дети - Ау — ау - ау!
Осень - Куда это листья лесные пропали?
Дети -Опали — опали — опали.
Осень - Птички - певички, давно ли галдели?
Дети - Летели, летели, на юг улетели.
«Солнышко и дождик»
Задачи: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.
2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.
Проведение.
Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)
Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.
А вы боитесь дождика?
Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.
“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”
Повторяйте за мной слова и движения:
“Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
По дорожке мы шагаем,
И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!”
(Руки на поясе, кружатся)
Ребята посмотрите, дождик начался.
(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)
Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)
Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!
“Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи”
Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?
Ребята смотрите закончился дождик,
теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.
Гимнастика для глаз:
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо — влево)
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки. (смотреть глазами вверх — вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)
НАБЛЮДЕНИЯ:
«За солнцем».
Цель: формировать представление детей о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. Сравнить время года летом с другими временами, находить сходные и отличительные черты. Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
«Теневой навес» (беседка)
Цель: познакомить детей с солнечным лучом, как источником тепла, довести до сознания детей, что теневой навес не только создает уют для игр на прогулке, но и защищает нас от неблагоприятных погодных явлений.
Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми (в облегченной одежде, в головном уборе). Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему? С детьми отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи коротки.
Лепка по теме «Солнышко, покажись!»
Задачи. Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки и др.). развивать чувство ритма и композиции.
Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (дымковские игрушки, писанки, керамика, хохлома и др.).
Материалы, инструменты. Картонные квадратики размером 10х10 или 15х15, пластилин, стеки, дощечки для лепки, 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с солярными элементами декора.
Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание детей на небо за окошком, предлагает понаблюдать и рассказывает детям русскую народную потешку:
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Далее следует рассказ воспитателя о том, что с давних времён люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод – это знак солнечного круга, изображают на одежде, посуде, мебели, в книгах и т. д.
Показ нескольких произведений декоративно-прикладного искусства с объяснением символики декоративных элементов. Например, волнистая линия – это дорога или вода, ромб – поле, а круг – солнце. Декоративные варианты изображения солнца – круг, круг с точками, завитками, круг с волнистыми линиями или треугольниками.
Воспитатель сообщает о том, пока работаем над проектом, дети смогут сами изобразить солнце разными способами и из различных материалов, и предлагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за тучек и улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники рельефной лепки.
- вначале возьмём картонную основу и наметим солнечный круг простым карандашом (эскиз, выберем понравившийся вариант изображения солнца и его лучей. Представим солнышко во всей его красе.
- начинаем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим картину постепенно. Берём кусочек пластилина, раскатываем в шарик, сплющиваем в лепёшку и прижимаем к фону, разглаживаем. Это солнечный диск. Затем оставшийся пластилин делим на несколько одинаковых кусочков (можно взять другой цвет) и превращаем их в лучики, одинаковые или разные по форме и размеру, одноцветные или многоцветные.
- мы договорились лепить портрет солнца. Что нужно слепить обязательно, чтобы получился именно портрет? Дети вспоминают – глаза, нос, рот. Как показать, что солнышко весело улыбается? Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами.
Провести физкультминутку и перейти к практической части, выполняют дети самостоятельно. Воспитатель во время работы детей может еще раз прочитать закличку:
Солнышко, покажись!
Красное, нарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенёк,
Посвети весь денёк!
После занятия. Оформляется выставка портретов солнышка. Беседа, обсуждение, повторение стихов и песенок о солнышке.
СТИХИ О СОЛНЦЕ.
С добрым утром!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
— С добрым утром!
С ясным днем! —
Вот как славно мы поем!
Автор: Е. Благинина
Солнышко
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Автор: Г. Бойко
Подсолнух
Днем подсолнух в огороде
Улыбается погоде.
По орбите круговой
Вертит рыжей головой.
— Я, — хвалился он пырею, —
Вместе с солнцем землю грею!
Автор: М. Пронько
* * *
— Эй, подсолнух молодой,
Отчего ты золотой?
— Солнце красное люблю:
Шапкой я лучи ловлю!
Автор: Тим Собакин
Солнечные зайчики
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики.
Мы зовем их —
Не идут.
Были тут —
И нет их тут.
Прыг, прыг
По углам.
Были там —
И нет их там.
Где же зайчики?
Ушли.
Вы нигде их
Не нашли?
Автор: А. Бродский
* * *
ЗАГАДКИ ПРО СОЛНЫШКО:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе Шар-
Раскалённый как пожар.
(Солнышко)
Выше леса Колобок.
Колобок - горячий бок.
А как спрячется за лес.
Апельсин среди небес.
(Солнышко)
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное … (солнце!
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру –
Я глаза скорей протру,
А оно – всё ярче, ярче,
За окном – всё жарче, жарче…
Что это такое? –
- (Солнце золотое!)
Жёлтый Берет
На небо одет
(Солнышко)
Золотая Монета
За море закатилась.
Утром нашлась
(Солнышко)
Рыжий Антошка
Выглянул в окошко.
Там, где было сыро – серо.
Сразу всё повеселело.
(Солнышко)
Это что за желтый мячик
По лесам за нами скачет.
Золотит лучом оконце,
Называют его …
(солнце)
Колобок - горячий бок.
Ох, не любит лежебок.
Тучу-платье надевает
Раньше всех встаёт.
(Солнышко)
В синем небе жёлтый Блин.
Ну давай его съедим!
Нет уж больно Блин горяч
Ты свои ладоши прячь.
(Солнышко)
Катится по небу
Золотой Пятак,
А взять никак.
(Солнышко)
Огненный Глаз
Глядит на нас!
(Солнышко)
Ушёл золотой Петух.
На дворе День потух
(Солнышко)
В небе пасмурном летает
Огненная Птица.
Каждый вечер умирает,
Чтобы возродиться
(Солнышко)
Птица яркая!
Оперенье жаркое!
Бросает с горушки
Золотые пёрышки.
(Солнышко)
Жёлтая Каракатица
По небу катится.
(Солнышко)
Золотой Апельсин
Небо всё исколесил.
С. Пшеничных
На тарелке колобок -
Золотой румяный бок.
А тарелка голубая -
Не видать конца и края.
(Солнце и небо)
С. Мельников
Ходит в небе жёлтый шар.
Воду превращает в пар.
В тучке скроется оно,
Нам становится темно.
Смотрит в каждое оконце
Удивительное… (Солнце!
Г. Таравкова
Оно по небу гуляет
И за тучки исчезает,
День уйдет за горизонт,
Отдыхать оно идет.
Утром снова возвратится,
У него лучи, как спицы,
Отражаются в воде
И в колодце, и в ведре.
Блики спрятались у донца,
Освещает Землю. (Солнце)
А. Измайлов
Оно на небосвод взошло
И смотрит к нам в оконце
Оно нам дарит свет тепло.
Всегда пусть светит. (Солнце)
Т. Лаврова
До чего сияет ярко,
Щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет
Миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце,
В небе радостное. (солнце)
Н. Шемякина
Хоть без ножек и без рук
По небу гуляет круг.
Он гуляет только днем.
Ночью круг мы не найдем.
Догадайся, что за круг
Освещает все вокруг?
Это в ясный день в оконце
Светит ласковое …. (солнце!
А. Ясноокий
Ничего дороже нет,
Чем Его волшебный свет!
Всех Своим теплом согреет!
Света людям не жалеет!
Утром, в каждое оконце,
Входит ласковое (Солнце)
В. Рудько
Утро начинает,
Лучиком встречает.
Светит к нам в оконце
Ласковое. (Солнце)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СОЛНЦЕ
• Солнце сияет, а месяц только светит.
• На солнышко не гляди: ослепнешь.
• Мешком солнышка не поймаешь.
• Что мне золото — светило бы солнышко.
• Взойдет солнце красное, прощай светел месяц.
• Солнце низенько, так и вечер близенько.
• Солнце встанет, так и утро настанет.
• Солнышко нас не дожидается.
• Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
• И солнце проходит скверные места, да не оскверняется.
• Солнце — на лето, зима — на мороз.
• Худо лето, коли солнца нету.
• И красно солнышко на всех не угождает.
• На солнышко во все глаза не взглянешь.
• За ушко да на солнышко.
• Грело бы красное солнышко, а месяц — как себе знает.
• От солнца бегать — света не видать.
• Солнце всходит — старым радость, а заходит — молодым сладость.
• Как месяц ни свети, а все не солнышко.
• Придет солнышко и к нашим окошечкам.
• Солнышко на всех ровно светит.
• При солнышке тепло, при матери добро.
• Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
• Солнца нет, так и месяц светит.
• Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
• Солнце на лето, зима на мороз.
• Солнце не померкнет, народ не сломится.
• Солнышко в мешок не поймаешь.
• Солнышко — на место, курочки — на седло, добра женка — за пряслицу.
• Солнышко не осветит, месяц не увидит.
• Солнышко садится — батрак веселится.
• Солнышко садится — лентяй веселится; солнышко всходит — лентяй с ума сходит.
• Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому.
ЗАКЛИЧКИ ПРО СОЛНЦЕ
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!