Приложение МААМ

Исследовательский проект по музыке «Песни, опалённые войной» в 7 классе

Наталья Леньшина
Исследовательский проект по музыке «Песни, опалённые войной» в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский проект по музыке

"Песни, опалённые войной»

7 класс

2020-2021 уч. год

Введение.

Актуальность темы: изучение фронтовых песен, её роли в годы Великой Отечественной войны является актуальной и важной проблемой современности, т. к нельзя забывать историю нашей страны, нужно пронести её через века.

Публикация «Исследовательский проект по музыке „Песни, опалённые войной“ в 7 классе» размещена в разделах

Гипотеза исследования: Фронтовая песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом была её огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это не проходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Цель данной работы – знакомство с песнями Великой Отечественной войны, и рассмотрение её значения и роли в Великой Победе.

Задачи исследования:

1. Собрать материал о песнях Великой Отечественной войны и истории их создания.

2. Рассмотреть роль фронтовых песен в годы Великой Отечественной войны.

3. Охарактеризовать музыкальную жизнь в годы Великой Отечественной войны.

Этапы проекта:

1. Сбор информации и материалов, прослушивание военных песен.

2. Рассмотрение роли военных песен в Великой Отечественной войне

3. Формирование вывода о значении песни времен войны.

Проблема: действительно ли песни и музыка времен Великой Отечественной войны имели важное значение в сплочении советского народа и Великой Победе.

Объект исследования: Фронтовые песни Великой Отечественной войны как феномен духовной культуры нашего народа.

Победа нашей страны.

В этом году наша страна только что отметила 76-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашему народу. Не было семьи, которую не затронула бы война. У каждой семьи своя история и наш долг сохранить память людей, прошедшие войну для новых поколений, чтобы они также бережно и уважительно с чувством гордости относились к Великому празднику Победы.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту, смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. Но так ли это?

Наши ветераны Великой Отечественной войны и все солдаты тех военных лет пели песни. Потому что песни объединяли силы солдат, вселяли в них уверенность, мужество, стойкость, поднимали боевой дух. Разные песни пели солдаты в зависимости от сложившихся обстоятельств, но именно песня была верным спутником и отдушиной во время долгих четырёх лет войны.

Песни Великой Отечественной войны.

Изучение песен военных лет является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность усиливается тем, что в военной песне заложена потенциальная возможность формирования чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделению исторической судьбы с предшествующими поколениями.

Каждый из нас задавался вопросом, что помогало и давало сил солдатам на войне. Конечно же, любовь, дружба, поддержка товарищей и надежда. Но все-таки, не последнее место среди них занимает песня. И главной задачей является узнать, какие пели песни на войне, и для чего?

Воевал весь наш народ, воевала и песня.

Она была разной: и прощальной, и патриотической, и лирической, и задорной, и победной! В этих песнях люди черпали душевные силы, поднимали боевой дух. Они были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огня, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Не даром говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огня. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта.

Песни военных лет. Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах. Этих песен так много и появляются каждый год новые.

Многие поэты и композиторы, создавшие их, были участниками войны.

И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная история Великой Отечественной войны.

«Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!»

Эти слова из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского отвечали потребности в песне наших бойцов.

Истории возникновения песен различны, у каждой своя судьба.

Марш «Прощание Славянки».

(сл. В. Лазарева, муз. В. Агапкина)

Это легендарное произведение — музыкальное олицетворение чувства национального единства и патриотизма. Знаменитый узнаваемый марш, написанный более века назад. Произведение было написано в период Первой Балканской войны, в 1912 году, и предназначалось для исполнения духовым оркестром. Марш сочинил Василий Иванович Агапкин, человек, чья жизнь на протяжении долгого периода жизни была тесно связана с войной и музыкой. Василию Агапкину было 28 лет, когда он написал свой марш. На тот момент композитор служили в тамбовской кавалерии. Вдохновением к написанию музыки послужили личные наблюдения автора. С началом войны на Балканах Агапкин часто видел, как женщины и девушки провожали своих мужей и братьев на фронт, и эти трогательные и бесконечно печальные моменты он и выразил в музыке. Марш «Прощание славянки» сопровождал участие Российской империи в Первой мировой войне, звучал при кровопролитных стычках белогвардейцев с отрядами Красной Армии, был на слуху во время Великой Отечественной войны. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся парад, оркестром которого управлял сам В. Агапкин. Так сложилось исторически, что марш «Прощание славянки» всегда неизменно сопровождал события, связанные с расставанием, разлукой, проводами. Примерно с середины XX века она постоянно звучала на вокзалах, речных и морских пристанях, когда уходили поезда, и отчаливали пароходы. В некоторых регионах, например — в Поволжье, традиция сохранилась до сих пор.

Песня «Священная война»

(сл. В. И. Лебедев-Кумача, муз. А. В. Александрова)

22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написал ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и назвалась эта песня «Священная война».

Это патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Перед сообщением о нападении Германии на СССР поэт В. И. Лебедев-Кумач просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Прочитав в газете это стихотворение, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к нему музыку. Печатать ноты и слова не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё один день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполняли раз пять подряд. Эта песня была совершенно необходима в те грозные дни. С этой песней на вокзалах родные и близкие провожали солдат на смертельный бой с фашизмом. Она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом.

"Священная война" ассоциируется у русского народа с призывным плакатом: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ». Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

И музыка и слова песни до глубины души трогали каждого человека, вызывая патриотический подъем и веру, что мы победим. Люди понимали, что война будет жестокой и страшной, но Родину, своих родных и близких, нужно защищать. Патриотизм песни был очень сильным, поэтому моментально запал в душу каждого советского гражданина.

Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Знают и сейчас.

Песня «В землянке»

(сл. А. Суркова, муз. К. Листова)

Так же, во времена Великой Отечественной войны была написана одна из самых лирических песен военных лет.

Изначально, текстом песни было стихотворение, написанное поэтом Алексеем Сурковым, для своей жены Софьи Антоновны. Дата написания ноябрь 1941 года. Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле.

Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворение специально, просто рассказал жене, где он находится, о чём думает, какая там обстановка. Текст этого стихотворения стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание.

В феврале 1942 года к Алексею Суркову обратился композитор Константин Листов с просьбой срочно сочинить что-нибудь. Поэт вспомнил о стихотворении в домашнем послании, переписал его из своего блокнота и отдал ему. Так и появилась известная песня «В Землянке». Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Он был не уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, грустную. Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах. Она приносила солдатам утешение, тепло, надежду на то, что когда-нибудь они снова встретятся с любимыми.

«Землянка» объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Такие песни были необходимы солдату.

Авторы песни и не мечтали о такой популярности. Хоть в ней и говорилось о белоснежных полях под Москвой, но все считали песню своей и пели ее по всему фронту – в окопах и на привалах, хором и под гармонь.

В годы войны песню исполняли Леонид Утесов и Лидия Русланова – знаменитые певцы прошлых лет.

И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

В честь этой песни в подмосковной деревне Кашино есть памятник песне «В землянке».

Песня «Катюша».

(сл. М. В. Исаковский, муз. М. И. Блантера)

Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Знаете её и вы. Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие песни были просто необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша.

Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан.

С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках – и тут же упал, сраженный вражеской пулей. Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было на Курской дуге. Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва. Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.

Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги.

Песня «Катюша» приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер».

В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня

После войны насчитывалось более 100 вариантов текста этой песни.

Музыкальная жизнь в годы войны.

В годы Великой Отечественной войны артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч.».

Современные песни о войне.

В настоящее время вновь и вновь создаются песни, посвящённые Великой Отечественной войне. Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее работа о военных песнях была бы неполным.

Песня «День Победы».

(сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза. Да, это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Эта песня звучит везде и, конечно, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка авторов песни «День Победы».

Вывод.

Военная песня возникала тогда, когда люди испытывали самые обостренные чувства, попадали в самые экстремальные ситуации, в ситуации опасности. Эти песни возникали тогда, когда требовалась мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявлялась вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.

Мы должны помнить тех, кто завоевал для нас эту счастливую жизнь. Солдаты умирали недаром: их героизм зажёг в наших сердцах ответный огонёк, который будет гореть всегда! Мы должны жить под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто», ценить и любить жизнь, завоёванную для нас отцами и дедами. В наше время песни военных лет прививают детям патриотическое чувство, любовь к Родине, уважение к прошлому своего народа. Очень хочется, чтобы песня стала спутницей наших мирных дел и свершений. Чтобы никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта.

Заключение.

Целью работы было доказать, что значение фронтовой песни в победе над фашизмом не преувеличено. В работе приведены наиболее яркие примеры тех музыкальных произведений, которые подтверждают фразу: «Музыка может остановить танки». Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, который выбрался из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.

В результате проделанной работы мы познакомились с историей создания военных песен, с их судьбами.

А так же выяснили, что:

1. Песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь солдат.

2. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.

3. Песня – это действительно грозное оружие против врага.

А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.

Исследовательский проект «Кристалл в домашних условиях» во 2 классеИсследовательский проект «Кристалл в домашних условиях» во 2 классе Кристал-Мой домашний питомец Ганизаде Айтадж ученица 2р класса школа 933 Цель исследования-вырости кристал в домашних условиях •Объектом.

Литературно-музыкальная композиция «Песни, опалённые войной» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Актуальность: тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время. Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция Цель:.

Проект «Осень в музыке и живописи»Проект «Осень в музыке и живописи» ПроектИнтегративное занятие: «Осень в музыке и живописи» Цель: Доставить детям и родителям радость, вызвать эмоциональный отклик Задачи:.

Сценарий тематического занятия «Песни, опалённые войной» и презентация Сценарий тематического занятия "Песни, опалённые войной" и презентацияДети входят в зал под песню "День Победы" Слайд 1 Вход в музей Ребята,.

Проект «Детство, опаленное войной…» в подготовительной к школе группеПроект «Детство, опаленное войной…» в подготовительной к школе группе . Рассказывайте детям о войне, Не бойтесь испугать жестокой правдой, Рассказывайте детям о войне, Им это знать и помнить надо. Рассказывайте.

Презентация «Социально-исследовательский проект. Создание краеведческого веб-квеста «Памятники Сосногорска» в 9 классе»Презентация «Социально-исследовательский проект. Создание краеведческого веб-квеста «Памятники Сосногорска» в 9 классе» Социально-исследовательский проект направлен на изучение истории родного края и воспитание любви и уважения к его прошлому, бережного отношения.

Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.

Проект «Песни Владимира Шаинского, песни на все времена» Проект «Песни Владимира Шаинского,песни на все времена» Автор: Пштыка Ирина Петровна, музыкальный руководитель Современный ФГОС ДО предъявляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект по музыке «Песни, опалённые войной» в 7 классе
Опубликовано: 14 января 2022 в 05:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект по музыке «Песни, опалённые войной» в 7 классе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леньшина (УИ 549841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД