Елена Толстова
Исследовательский проект «Плесень — это хорошо или плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему «Плесень – это хорошо или плохо?»
Номинация: живая природа
Работу выполнили:
Б. Марина, Н. Тимур,
воспитанники МБДОУ «Детский сад № 229»
Руководитель:
Толстова Елена Викторовна,
воспитатель, МБДОУ №229
г. Ростов – на – Дону
2020г.
2
Оглавление
1. Введение…3
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования….4
3. Методы исследования…. 5
Публикация «Исследовательский проект „Плесень — это хорошо или плохо“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
4. Исследовательская часть….6
4.1 Определение времени появления плесени на различных сортах хлеба;
4.2 Определение влияния влажности воздуха на развитие плесени;
4.3 Определение условий хранения хлеба;
5. Анализ результатов и выводы…. 6-7
6. Заключение…8
7. Обзор литературы…. 9
8. Приложения….10
Выбрать тему данного исследования помог случай. У нас в детском саду проводилась экологическая акция «Яркая Экология», для этого мы вместе с детьми и родителями собирали макулатуру. Наша группа заняла первое место, собрав 157 килограмм. В качестве приза детям подарили книги. Одной из книг была энциклопедия «Почему мы болеем?» Автор А. Мещерякова. Из этой книги дети узнали о существовании плесени, очень заинтересовались и решили узнать, что же это такое. Ребята вспомнили, что они встречались с плесенью на хлебе, сыре дома, но не могли толком ничего об этом рассказать. Именно вопросы, которые дети стали задавать: «Что это такое – плесень? А это не вредно? Как она появляется? Есть ли польза? Везде ли её можно встретить?» подтолкнули нас к исследованию плесени. Поэтому была выбрана тема исследовательского проекта : «Плесень - это хорошо или плохо?».
Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена. Мы знаем, что вокруг нас постоянно присутствуют бактерии и вирусы, а также микроскопические грибы. Если оглядеться вокруг, то мы постоянно контактируем с плесенью, только почти никогда об этом не задумываемся. Плесень есть везде – в поверхностных слоях пресной и морской воды, на поверхности растений, в воздухе, в почве. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный спорами плесневелых грибков.
Цель исследования :
Выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях; Установить, что нужно делать, чтобы не появлялась плесень.
Задачи исследования :
1. Расширить знания детей о плесени через работу с энциклопедической литературой и интернет-ресурсами;
2. Выяснить, откуда берется плесень и какой она бывает;
3. Попытаться вырастить плесень в домашних условиях;
4. Сравнить выросшую плесень на разных сортах хлеба;
5. Определить сроки и условия появления плесени;
6. Изучить, какую пользу или вред плесень приносит людям.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что плесень живет везде, где только можно представить, причиняя не только вред, но и пользу человеку и окружающей среде. Возможно, мы сможем вырастить плесень в домашних условиях.
Предмет исследования :
Плесень на хлебе.
Методы исследования :
1. Изучение материалов из разных источников;
2. Проведение эксперимента;
3. Наблюдение за экспериментом;
4. Фотосъёмка;
5. Обработка данных эксперимента;
6. Сравнительный анализ.
Для выявления условий развития плесневелых грибков мы провели эксперимент. Для этого взяли четыре кусочка хлеба разных сортов: пшеничного и ржаного.
Описание эксперимента:
1. Мы поместили два кусочка хлеба (ржаной и пшеничный) в закрытые пластиковые контейнеры №1,№ 2 на влажные салфетки и поставили в тёплое место (при комнатной температуре).
2. Третий кусочек хлеба (пшеничный) поместили в открытый контейнер №3 на сухую салфетку, оставили на воздухе при комнатной температуре.
3. Четвёртый кусочек хлеба поместили в закрытый контейнер №4, на сухую салфетку и поставили в холодильник.
Результаты эксперимента занесли в таблицу.
Дни наблюдения, результат Образцы хлеба
Белый пшеничный 1 Ржаной бородинский 2 Белый пшеничный
3 Ржаной бородинский
4
1-3-й день Без изменений Без изменений Хлеб высох Без изменений
4-й день Появились маленькие черные точки Без изменений _ Без изменений
5-й день Появились пятна черной плесени Появились белые и чёрные пятна плесени _ Без изменений
6-й день Появились пятна белой и жёлтой плесени Белые и чёрные пятна увеличились в размере _ Без изменений
7-9-й день Хлеб покрылся черной пушистой плесенью, пятна белой и жёлтой плесени увеличились в размерах Большая поверхность хлеба покрылась белой и чёрной плесенью _ Без изменений
На 7-й день эксперимента мы решили изменить условия для контейнера №4 и перенесли его в теплое место. Через два дня на ржаном хлебе, находящимся в контейнере №4 стала быстро развиваться чёрная и белая плесень.
Выводы:
1. Мы выяснили, что комфортнее всего плесени во влажной среде. Потому, что первой плесень выросла на хлебе, который находился на влажной салфетке в закрытом контейнере.
2. Тепло и отсутствие проветривания благотворно влияет на рост плесени.
3. Сухость воздуха и низкая температура являются главными препятствиями для развития плесневелых грибков.
Заключение.
Мы смогли вырастить плесень в домашних условиях. Наша гипотеза подтвердилась.
Из различных источников мы выяснили, откуда берется плесень, что плесень бывает и полезной и вредной.
Проведя эксперимент, мы узнали, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневелых грибков. Причём, на ржаном хлебе плесень развивается быстрее, чем на пшеничном. Это может зависеть от содержания влаги в хлебе, от добавления в него различных консервантов, а также от первоначального заражения зерна и муки спорами плесневелых грибов.
На хлебе, в основном, развиваются два вида плесневелых грибов : головчатая хлебная плесень и сизая хлебная плесень.
Любые продукты при наличии признаков «плесневелости» употреблять, даже срезав плесень, ни в коем случае нельзя! Это опасно! Также плесень может образоваться на бетонных, деревянных, резиновых, ковровых, бумажных и др. поверхностях. Поэтому бороться с ней нужно доступными способами: чаще проветривать комнаты, проводить уборку, следить за интенсивностью отопления.
Польза плесени была случайно обнаружена английским микробиологом в 1928г. Александром Флемингом. Эта плесень, названная Penicilium notatum, способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине».
Также плесень открыла двери в восхитительный мир вкуса. Сорта сыра: камамбер, бри, горгонзола, дор-блю, рокфор и др. обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени рода пенициллиум. С помощью ферментов, которые вырабатывает плесень готовят кефир, ряженку, сметану и т. д. В этом же ряду стоит салями и соевый соус.
Поставленные в исследовании задачи полностью выполнены, в результате чего достигнута основная цель – выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях. А также установлено, что нужно делать, чтобы не допустить развития плесневелых грибков.
Обзор литературы.
1. Мещерякова А. А. Почему мы болеем? //
2. Буянов Н. Ю. Я познаю мир // Медицина. Энциклопедия для детей. - Москва: ООО «Издательство АСТ ЛТД». – 1997г.
https://plastificator.com.ua/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81-%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F/
3. https://auto-north.com/academiya/text2/plesen.php
4. https://pleseninet.ru/mold/what-is-mold
5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/medic/5520
6. https://probudites.ru/raznoe4.html