Вера Блинкова
Исследовательский проект «Окунемся в родословную. Генеалогическое древо»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение Детский сад № 10 «Сказка»
«Окунемся в родословную. Генеалогическое древо»
2013
Паспорт проекта
МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»
г. Навашино Нижегородской области
Публикация «Исследовательский проект „Окунемся в родословную, Генеалогическое древо“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
1. Полное название проекта : «Окунемся в родословную. Генеалогическое древо».
2. Автор проекта : воспитатель подготовительной группы Блинкова В. Ю.
3. Вид, тип, проекта : краткосрочный, групповой, исследовательский.
4. Цель проекта : воспитание у детей желания узнать своих предков.
5. Задачи:
• вызвать интерес детей к изучению своей родословной;
• формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие;
• актуализировать позновательную, продуктивную и коммуникативную деятельность детей;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
6. Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
7. Место проведения: МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»
8. Сроки проведения: с 4 февраля по 28 февраля.
9. Виды деятельности: позновательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
10. Формы реализации проекта :
• Тематические занятия по ознакомлению с окружающим
• Создание в группе выставки работ (генеалогические древа сделанные детьми с родителями).
Предполагаемые результаты:
• У детей сформированны знания о роде и родословии.
• У детей развивается познавательный интерес к изучению родословной.
• Родители и дети активно вовлечены в совместную позновательно – исследовательскую деятельноять.
Аннотация
Знание своих предков важно для каждого человека. О жизни своих родителей, бабушек и дедушек ребенок может узнать из уст самих очевидцев, а бабушки и дедушки с удовольствием расскажут ребенку о своих родителях. Пересмотреть вместе со взрослыми старые фотографии, увидеть, каким был папа в шесть лет и какой красавицей была бабушка, узнать, кем работал дедушка, а потом рассказать о своей семье друзьям по детскому саду – все это очень важно для самого ребенка, а так же для поддержания теплых, доверительных отношений в его семье.
Этапы реализации проекта
1 этап. Постановкка проблемы. Воспитатель с детьми проводит бесседу о том, как важно знать о своих предках, ведь без них не было бы никого из нас. Мы должны быть благодарны им за то, что, трудясь всю свою жизнь, они смогли воспитать детей, а потом и детей своих детей. Так, поколение за поколением.
Воспитатель интересуется у детей, о ком из своих предков те знают и могут рассказать.
Целеполагание. Дети решают получше узнать свою семью и своих предков. Воспитатель предлагает составить генеалогическое древо.
2 этап. Планирование
Дети решают с помощью родителей и воспитателя прочитать литературу по теме, дома поговорить со взрослыми, узнать о своих предках и на основании полученной информации составить генеалогическое древо, украсив его семейными фотографиями.
Реализация плана.
Образовательная
область Содержание
«Коммуникация» Беседы: «Мой дом, моя семья», «Что такое генеалогия?»
«Чтение художественной литературы» А. С. Пушкин «Моя родословная» (отрывок, Г. Грауди «Семья», подборка пословиц о семье, Г. И. Гунько «Семья», «Здесь дом, в котором я живу»
«Познание» Интегрированное занятие «Род и родословие»
«Социализация» Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Семейные хлопоты».
Работа с родителями Ознакомление родителей с памяткой по составлению родословного древа. Рассказы родителей, родственников: «Что мы знаем о своей семье». Составление генеалогического древа совместно родителей и детей.
3 этап. Исследование родословной.
Конспект интегрированного занятия (коммуникация и чтение художественной литературы)
Тема: «Род и родословие»
Задачи:
1. Закреплять представления о родственных отношениях.
2. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Предварительная работа:
• беседы «Мой дом, моя семья», «Что такое генеалогия?»
• подбор стихотворений и пословиц по теме
Ход занятия
Восп. Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Ответы детей.)
- Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. А вы знаете, что такое родословная? (Ответы детей.)
- Так вот, ребята у каждой вашей семьи есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. Все это из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи так же можно найти много интересного и полезного.
- Семейная история, по –другому, родословная.
- Родословная – слово о роде. А род – это все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
Восп. А вы знаете как зовут и кем были ваши предки? (Ответы детей.)
- Известный поэт и писатель А. С. Пушкин написал стихотворение «Моя родословная». Послушайте его.
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения.)
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломков
(И, по несчастью, не один)
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
- Бояре, мещанин – это все название знатных родов, того времени. В настоящие времятаких названий родов уже нет.
- Ребята, все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица» или «генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека.
А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (Ответы детей.)
- Правильно. Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны.
В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служилорыцарское генеалогическое родословное древо.
- Дети, а как вы думаете, легко ли составить родословную своей семьи? (Ответы детей.)
- Это трудно, но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа.
Ребята, нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше своих бабушек и дедушек, однако все мы являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому интересно понять наши корни. Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляют вашу семью на протяжении многих лет? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они вылядели? Похожи ли вы на них?
- Когда – нибудь и вы станете родителями, бабушками и дедушками, и ваши потомки будут стремиться узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Паматка по составлению генеалогического древа
1. Родословная отвечает на вопросы : кто? где? когда? В каких родственных отношениях состоит?
2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения.
3. Поговорить с родителями, родственниками.
4. Написать то же самое, что и о себе, только о родителях и прочих предках.
5. Оформить свою родословную, добавив к древу историю своей семьи.
Пословицы о семье
Не нужен клад, когда в семье лад.
Дом вести - не бородой трясти.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Красна изба не углами, красна пирогами.
В родной семье и каша гуще.
Согласную семью и горе не берет.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Дружная семья и землю превращает в золото.
Стихотворения о семье
Г. Грауди
Когда же появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я».
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на Земле появилась семья.
Г. И. Гунько
Семья — это жизни смысл.
В ней источник жизненной силы.
Ты душою к ней прикоснись -
Это маленькая Россия!
Ты вложи в нее мудрости слог,
Сделай крепкой ее и счастливой,
Береги, как никто не берег, -
Это маленькая Россия!
Это близкие люди — родня.
Это — ты, это — мы, вместе — сила!
Не предай ее, ведь Семья
Есть частица большой России!
4 этап. Продукт
Вывод
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Дети должны знать свои корни, чтить традиции, и этому должны учить в семье, развить естественные качества души, такие как чуткость, забота о близких, почитание старших, трудолюбие и т. д.