Наталья Владимировна Егорова
Исследовательский проект «Огород на окне. Лаборатория роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
Тема: «Огород на окне. Лаборатория роста»
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники: дети, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации: с 10.02 по 10.04.20.
Публикация «Исследовательский проект „Огород на окне, Лаборатория роста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта :
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор семян и инвентаря;
• подбор наглядного материала (иллюстрации);
• дидактические игры;
• подбор подвижных игр;
Необходимые условия для реализации проекта :
- заинтересованность родителей и детей.
Актуальность данного проекта : влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».
Таким образом, решаются задачи познавательно –исследовательского, социально – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Цель проекта : формирование у дошкольников интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в различных условиях группы детского сада, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини — огорода на подоконнике.
Задачи проекта : Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (морковь, лук, салат, горох, перец, огурец и т. д.);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое,
чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как
за ними нужно ухаживать.
.
Методы проекта :
• Метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
• Словесные методы: беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, чтение литературы, загадки.
• Практическая деятельность в природе (труд в природе, изобразительная деятельность с отображением природы).
• Игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность;
Задачи по работе с родителями:
- ознакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на окне» – контейнеры, землю, семена для посадки;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
- наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому воспитанию;
- подготовка консультации для родителей.
Предполагаемый результат: Дети приобретут опыт ухаживания за растениями в закрытых помещениях, познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
- У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растениям.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Продукт проектной деятельности : получение рассады для посадки на территории детского сада.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный (срок 10.02.2020 – 13.02.2020г.). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта. Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки – передвижки, фотовыставка). Сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.
Задачи:
• определить актуальные знания детей по теме проекта;
• вызвать интерес к решению поставленных задач.
Формы организации работы 1 этапа:
• планирование проектной деятельности по теме проекта, опираясь на художественную литературу и интернет ресурсы;
• подбор художественной литературы, пословиц, поговорок;
• подбор дидактических, малоподвижных игр;
• составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
2 этап – практический (срок с 14.02 по 31.03). Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
• создание проблемной ситуации;
• развивать выразительность речи, моторику рук;
• развивать познавательные способности у детей в процессе совместной деятельности.
3 этап – Заключительный этап (срок с 1.04 по 10.04) :
По реализации проекта «Огород на окне» были достигнуты определенные результаты:
1. Дети познакомились с культурными овощными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Мы так же обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал по темам «Культурные растения». На протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети различают и уверенно называют овощи, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта : Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам, детям и родителям.
Вывод: Детям понравилось ухаживать за растениями, они с интересом занимались огородом, при этом чувствовали себя взрослыми, хозяйками.
Подведение итогов проекта : Осмысливая результаты проекта, мы пришли к выводу, что данная форма работы очень эффективна во всех группах детского сада. Работа над проектом детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые знания. Повысился уровень знаний детей по данной теме. Дети стали более отзывчивы и внимательны к растительному миру в группе и на улице. У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем, совместно с детьми. Дети высказали пожелания узнавать о других растениях, поэтому работа по проектной деятельности будет продолжена.
Перспективы дальнейшего развития.
Данный проект может быть не только краткосрочным, но и долгосрочным. Его можно расширить, добавить задачи, поставить новые цели, возможна смена совместной деятельности взрослых и детей. Таким образом, проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить новые умения и знания.
Используемая литература:
1. Корнилова В, М, «Экологическое окно» в детском саду
2. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
3. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
6. Интернет – ресурсы.